..Многих из нас посещает чувство ностальгии. Кто-то грустит о политическом режиме, кому-то не хватает незыблемого авторитета нашей бескрайней Родины на мировой арене. Кто-то скучает по ушедшей беззаботной молодости, а кто-то по детству. Но так или иначе, все эти воспоминания связаны с СССР! Цель этой темы- не вернуть СССР. Цель темы- не забыть его.
И так начнём!
Учебник по биологии за 9-й класс. Неизвестный автор с воспаленной фантазией разрисовал ручкой учебник .Как и сам помню я тоже оставлял на память автографы следующим поколениям….как же без этого, без этого никак нельзя. Но у нас записи были поскромнее! Это учебник уже 90-х годов.
В советское время неопрятные парикмахеры и плохое обслуживание были излюбленной темой карикатуристов, ей был посвящен не один фельетон. Ну, а об анекдотах и говорить не приходится. Вспомнить хотя бы «безобидные»: «Парикмахер! Почему у вас такие грязные руки? — Я еще сегодня никому не мыл голову...», «Говорите, я вас уже брил? Что-то я не припоминаю ваше лицо». – «Видите ли, оно за это время уже полностью зажило». Или этот, явно попахивающий черным юморком: «В парикмахерской стригут клиента. На столике сидит кот и внимательно смотрит на руки мастера. Клиент решил пошутить: «Это что, хе-хе, — спрашивает, — ваш ученик? Сидит учится?» «Да нет, — отвечает мастер, — он ухо ждет». Неужели советские парикмахеры и впрямь наводили ужас на советских граждан одним только видом своего холодного оружия — блестящих ножниц и опасной бритвы?
Довольно долго профессия парикмахера считалась, мягко говоря, непрестижной. Одно время цирюльников даже сравнивали с цыганами, им приходилось буквально скитаться по городам и селам в поисках клиентов. В толпе парикмахера можно было заприметить по характерному деревянному стульчику, болтавшемуся на шее, и саквояжу с инструментами. Прямо на улице бродячие цирюльники усаживали заросших клиентов на стул и из простого бритья делали настоящее представление. При этом чеканили забавные скороговорки: «Бреем, стрижем бобриком-ежом, лечим паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем, локоны начесываем, на пробор причесываем, парик промоем, кровь откроем, мозоль подрежем, косу купим и срежем, мушки клеим, стрижем да бреем. Банки, пиявки, набор грудной степной травки!»
Уже в советское время парикмахеры начали вести оседлый образ жизни. По стране стали открываться школы парикмахеров. В 1936 г. Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР издал приказ: «Расширить сети парикмахерских, улучшить их работу, присвоить мастерам категории в зависимости от их квалификации и ввести звания «мастер парикмахерского дела». Еще через два года парикмахеры получили трудовые книжки.
Но если в 30-х профессия цирюльника ассоциировалась больше с мужчинами, перед глазами возникал скользкий тип с непременными нагловатыми усиками и ловкими руками, коварный соблазнитель, дамский угодник, то уже в 50-х в парикмахерских с трудом можно было отыскать мастера-мужчину. Немногие представители сильного пола шли в цирюльники, считая унизительным «ковыряться» в чужой голове. В Союзе неоднократно предпринимались попытки поднять престиж профессии — проводились конкурсы и показы. Поначалу на весьма скромных площадках, а со временем парикмахерские мероприятия обрели такую популярность, что зрителей едва могли уместить Дома культуры и Дворцы спорта.
Можно было овладеть профессией за два ящика коньяка, причем без всяких ПТУ . Это была колоссальная ответственность: инструменты, а главное – одеколон, его выдавали дозированно. Ведь, как говорят, «одеколон – это не гигиена, а что? …Спирт!» Во времена сухого закона одеколоном не только освежались после бритья (брили всего за 10 копеек, делали массаж лица за 5 копеек), но и с охотой принимали внутрь. У парикмахерских частенько «паслись» алкоголики — ждали, когда мастер отвернется, чтобы угоститься «тройняшкой», так называли популярный в СССР одеколон.
Большинство советских парикмахерских были сделаны как под копирку. Большие окна. Убранство внутри — без изысков. Чем-то цирюльни напоминали стоматологические кабинеты. Те же кресла с педалями, чтобы приподнять клиента повыше, «слюнявчик», которым «застилали» посетителя, и непременный атрибут — белые халаты, завязывающиеся за спиной. Напротив кресла традиционно стояло трюмо с зеркалом, на столике — нехитрый парикмахерский инвентарь. В углу белые раковины для мытья волос и космического вида сушилки. В некоторых пролетарских салонах красоты на стенах даже висели автоматы, обрызгивающие одеколоном.Я уже об этом писал в предыдущих постах,что нужно было закинуть монетку и быстро подставить голову, обязательно при этом зажмурившись. Также стены парикмахерских украшали со вкусом развешанные черно-белые фотографии знаменитостей с новомодными прическами.
Советские мастера приходили на работу заранее, чтобы сделать друг другу безукоризненную укладку и встретить клиентов во всеоружии. Кто же пойдет к мастеру, у которого бардак на голове? С самого утра у входа собиралась очередь. Все ожидали в предбаннике: дамы в предвкушении листали журналы, мужчины деловито коротали время за чтением утренних газет.
У каждого мастера была своя клиентура. Люди с улицы могли часами просидеть в этих нескончаемых очередях, а потом так и уйти ни с чем. Все это напоминало бег на месте: вроде процесс идет, движение есть, но ты никуда не попадаешь.
Советские цирюльни работали точно, как швейцарские часы. Закрывались в четко установленное время, и никакие мольбы запоздалых клиентов не могли заставить мастера задержаться на работе хотя бы на пару лишних минут.
Сперва будущий парикмахер должен был полгода отработать в заведении уборщиком, орудуя метлой, а не ножницами. Потом в одну смену работать, в другую — проходить обучение. И только после экзаменов получить право называться мастером. Цирюльник мог официально хорошо заработать, если давал план. И еще лучше – если удавалось утаить от контроля свою копеечку. Дело в том, что у входа сидела строгая женщина, к которой мастер шел после стрижки с клиентом, и, расписываясь в ведомости о сумме, клиент платил той же строгой даме. Иногда с контролершей можно было договориться насчет «левака» или воспользоваться ее отлучкой.
В советские времена было негласное разделение парикмахерских на две неравные группы. К первой относились дешевые советские цирюльни без названия, просто с вывеской «Парикмахерская». Там мастера стригли всех под одну гребенку. Было бесполезно приносить западный журнал, чтобы показать модную стрижку. Каждый раз, выходя из парикмахерской, клиентов мучал один и тот же вопрос: а зачем спрашивали, как постричь? Ко второй группе принадлежали элитные парикмахерские, «блатные». Туда была сумасшедшая запись, расценки «кусались», зато персонал был учтивый и вежливый.
Символом заграничного благополучия 40 лет назад была жевательная резинка, она была таким же недосягаемым для большинства жителей СССР как фирменные джинсы или «Пепси-Кола». Для тех, кто рос в 70-е годы, жвачка ассоциировалась с канадскими хоккеистами, которые постоянно жевали резинку. Первые жвачки, появившиеся в Советском Союзе, были эстонскими — только в этой республике в 70-е выпускали такое необычное лакомство. Эта жевательная резинка была похожа на ириски и выглядела довольно непрезентабельно.
В 70 -х были к нам привезены жвачки в форме сигарет, это было в то время что-то невероятное, мне лично удалось тогда попробовать такие сигареты-жвачки.....слов нет,гордился и всем рассказывал об этих жвачках....
Каким счастливчиком казался в глазах детей обладатель настоящей импортной жвачки!
За таким ребенком всегда ходила стайка поклонников, его резинку жевали втроем, вчетвером, а то и всем классом.
Эту резинку жевали по много раз, а нажевавшись вдоволь - прятали.
На следующий день, высохшую, жевали снова.
Ценились и чешские жвачки «Педро» в красочных обёртках и с клубничным вкусом. Достать их было нелегко, поэтому дети жевали их по нескольку дней. Верхом счастья для детворы было выиграть жвачку в лотерею в чешском луна-парке, который гастролировал по городам СССР, в том числе и в Воронеже.
Позже конкурентом «Педро» стала жевательная резинка «Турбо» с цветными вкладышами, на которых были изображены различные модели машин и мотоциклов. Продавалась эта жвачка исключительно с рук и стоила немалых денег — 1 рубль 50 копеек.
Те, кто не имели возможности жевать настоящую резинку, жевали все, что на нее было хоть капельку похоже.
Жевали пластилин, вишневую смолу вперемежку с зубной пастой, садовый вар, а некоторые смельчаки - даже лезвия "Нева".
Жевали лыжную мазь, причем особой популярностью пользовались сорта для низких температур; они не такие мягкие и меньше налипают на зубы.
В одном из московских дворов стоял куб гудрона, метр на метр.
Дети откусывали от него по кусочку и через пару лет съели его окончательно."
Во всяком случае, так было в 70-х на Украине, согласно сведениям украинского раздела сайта орбит.сом.
В Советские времена одним из любимых занятий детства – было выжигание по дереву.
Самое первое, что вспомнит любой взрослый или ребенок, когда-либо занимавшийся выжиганием по дереву – это запах!!! Ароматный и дурманящий, он сразу перенесет почти каждого взрослого в его детство, когда сидишь над дощечкой, сжав в руке нагретую ручку выжигательного прибора.
Свободное время советских детишек нужно было чем-то занимать. Шатание без дела по улицам или, не дай Бог, досуг в дурной компании абсолютно не приветствовались. Поэтому каждый советский пионер непременно имел хобби. Часто оно навязывалось родителями – сольфеджио, пиликание на скрипке, разучивание всевозможных па на уроках танцев… Впрочем, существовали и любимые самой детворой способы заполнить досуг. Такие вовсю развивали так называемые кружки по интересам. Одним из самых популярных из них был кружок выжигания по дереву.
Редкий советский ребенок не держал в руках «детский паяльник». Одно из чудес детства представляло собой прибор с наконечником в виде тонкой накаленной проволоки. Этой проволокой полагалось водить по деревяшке, регулируя силой нажима толщину линий. В результате получалась красивая картинка. Причем многие любили как раз не итог, а сам процесс. Особенно, вдыхание незабываемого запаха жженой древесины.
«Выжигатель» позволял малышам ХХ века воплощать на деревянной дощечке любые художественные фантазии и радовать плодами творчества не только родителей, но и всю родню. Высшим пилотажем считалось выжигание иллюстраций. Задатки художника, естественно, были далеко не у всех ребят. Обычно, через копирку на доску переносили рисунок из книжек-раскрасок, а затем выжигали его по контуру.
В школе на уроках труда или в кружках "Умелые руки" детишек учили выпиливать доски, и методом выжигания наносить на них рисунок. Подобными досками с детским творчеством были завешаны все квартиры, и родители, гордящиеся своим чадом, обязательно показывали гостям эти деревянные шедевры.
Кстати, к самому выжиганию приступали не сразу. Деревянную заготовку под будущий шедевр сначала тщательно зачищали «наждачкой».
Дальше их надо было отшлифовывать и только потом, по карандашному эскизу, тебе позволялось приступить к действу. Затем, после приобретения некоторого мастерства, тебе дозволялось переходить к большим форматам. Например, к изготовлению расписанной краской и покрытой лаком кухонной доски с оригинальным рисунком.
Что подарить маме на 8 марта? А если тебе 10 лет? А если ты живешь в конце 80-х в рабочем районе среднестатистического города Украины? Правильно, можно забраться на табуретку и прочитать стишок, присовокупив дневник с пятеркой по математике. Мама будет очень рада. Но, если ты – настоящий десятилетний мужчина, то сделаешь подарок своими руками, ибо это, как известно, – лучший подарок. Самый действенный метод – обработать старенькую разделочную доску прибором для выжигания. Так в эру выжигания по дереву проблема подарка для близких людей исчезала сама собой. Презент в виде выжженной фанерки считался во второй половине прошлого века хорошим тоном. Причем, зачастую подобные деревянные сувениры уже просто некуда было девать – настолько часто мальчишки презентовали красочные доски мамам, бабушкам и одноклассницам.
Еще очень часто прибор для выжигания использовали не по прямому назначению. Например, делали обложки для тетрадей и учебников – проведя по сложенному вдвое листу полиэтилена «выжигателем» , можно было получить хороший спаянный шов.
Также с помощью прибора для выжигания мальчишки припаивали пластмассовым солдатикам пистолеты, а еще проводили различные «пластические операции» – например, «пересаживали» головы пластмассовых воинов к совсем непредназначенным для этого местам. Ну а особые юные «извращенцы» попросту забавлялись тем, что с помощью «выжигателя» пропаливали повсюду, где только можно, дыры.
Выжигание по дереву было «копеечным» увлечением. Детский агрегат стоил не больше десяти рублей. Популярностью пользовались модели «Узор», «Силуэт» и «Вязь». Обладание столь ценными агрегатами особенно котировались, когда в школах проводились так называемые «ярмарки творчества». Во время подобных ярмарок поделки, сделанные собственными руками школьники продавали и покупали за условные деньги. Например, одну свою выжженную досточку можно было поменять на пять других шедевров прикладного творчества.
Уже на закате СССР приборы для выжигания, как и многие другие тогда вещи, превратились в предметы дефицита.
Интересно, что при СССР самой большой купюрой были 100 руб, уже потом после развала Союза пошла гиперинфляция и отпуск цен. Оказывается СССР также планировал существенную девольвацию рубля, о чем свидетельствуют эти пробные купюры! Которые должны были выйти в оборот в 1992 году,но.......
Удивительно, но о бессменном исполнителе роли пана Владека из легендарной передачи 60-80-х годов «Кабачок 13 стульев», создателе неподражаемого заведующего сельским клубом в сериале об Анискине - Романе Ткачуке практически нет публикаций.
Популярным и поныне узнаваемым его сделали не сходивший с экранов телевизоров в течение 15 лет отечественный телесериал «Кабачок "13 стульев"», имевший неимоверный успех. Роль Пана Владека настолько полюбилась и отечественным и польским зрителям, что звание заслуженного деятеля польской культуры (1976) Роман Ткачук получил именно за неё.
Ну а какие сыгранные роли в кино кроме всем известного Анискина. Приведу несколько кинокартин с его участием. " Ты мне я тебе ", " Хорошо сидим ", " Бумбараш " и т д.
Ушёл из жизни в начале 1994 года.
Роман Денисович очень сильно переживал, когда серьёзно заболела его жена Майя Гнездовская. Накануне 9 января 1994 года её забрали домой, а к ночи она умерла. Актёр пережил её всего на несколько часов. Соседка нашла их утром лежащими в разных комнатах.
Похоронен вместе с женой на Долгопрудненском (Центральном) кладбище
–>
Ваша реклама может быть здесь... пишите на телегу @VOPROS24
Часовой пояс GMT +3, время: 14:11.
Весь материал, представленный на сайте взят из доступных источников или прислан посетителями сайта. Любая информация представленная здесь, может использоваться только в ознакомительных целях. Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь с данными условиями. Ни администрация сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие лица не могут нести отвественности за использование материалов. Сайт не предоставляет электронные версии произведений и ПО. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте, пожалуйста свяжитесь с нами.