online: 15808287
|
История орбитальной станции АЛМАЗ
Работы по созданию станции начались в середине 60-х годов, в годы жёсткого противостояния с США. Станция «Алмаз» разрабатывалась в ОКБ-52 под руководством В. Челомея для решения задач ведения фотографической и радиотехнической разведки и управления с орбиты наземными военными средствами, для чего на станции был установлен телескоп-фотоаппарат «Агат-1», а также целый комплекс длиннофокусных фотокамер для съёмки Земли общим числом 14 единиц.
Для защиты от спутников-инспекторов и перехватчиков потенциального противника, а также в виду возможного использования космических челноков для похищения с орбиты Земли советских ДОС (долговременных обитаемых станций) «Салют» и ОПС (орбитальных пилотируемых станций) «Алмаз», последний, в качестве первого этапа, оснащался модифицированной автоматической пушкой НР-23 конструкции Нудельмана — Рихтера (система «Щит-1»), на смену которой, позднее, должна была прийти система «Щит-2» состоящая из двух ракет класса «космос-космос».
Пилотируемая станция предназначалась для длительных полетов как в автоматическом режиме, так и с космонавтами на борту. К 1970 году была отработана конструкция, изготовлены в металле и готовы к "начинке" два корпуса станции. Но тут Владимиру Челомею неожиданно поступило указание сверху: передать готовые корпуса орбитальной пилотируемой станции и все чертежи в другое конструкторское бюро, которое ранее возглавлял Сергей Королев.
Корпуса "Алмаза" наполняют системами и агрегатами космического корабля "Союз" и вновь испеченную станцию называют "Салют". 19 апреля 1971 года на ракете-носителе конструкции Челомея "Протон" ее запускают в космос. Несмотря на то, что на 13 сутки полета станцию постигла неудача - она разгерметизировалась, затем прекратила поступать телеметрическая информация. Эксплуатировать ОПС в пилотируемом режиме стало невозможно. Станция прекратила существование 28 мая 1973 г. из-за естественного торможения в верхних слоях атмосферы. Наиболее вероятной причиной разгерметизации первой станции ОПС было признано повреждение ее осколками, возникшими при взрыве пустой третьей ступени РН "Протон", оказавшейся в момент разрушения в зоне пролета ОПС.
Пять лет работал коллектив, возглавляемый академиком Владимиром Челомеем, над созданием космической системы "Алмаз". 3 апреля 1973 года стартовал первый "Алмаз". Однако в прессе он был назван "Салют-2". 25 июня 1974 года в космос ушла еще одна орбитальная пилотируемая станция военного назначения. На ее борту работали космонавты Павел Попович и Юрий Артюхин.
Следующую станцию назвали "Салют-3". Среди многих новинок специального оборудования впервые космический аппарат был оборудован оружием - космической пушкой. Она оснащалась авиационной скорострельной пушкой для защиты от вражеских аппаратов-перехватчиков и так называемых инспекторов. Пушка крепилась прямо на корпус и наводилась через прицел. При этом двигателями поворачивалась вся станция. В пилотируемом режиме вооружения испытывались в космосе всего один раз, Был экспериментальный выстрел на станции "Алмаз" в январе 1975 года. Авиационная пушка на станции "Алмаз" стреляла в атмосферу. Испытывали пушку космонавты Павел Попович и Юрий Артюхин. Мишеней не было - вся стрельба затевалась, чтобы проверить устойчивость станции при отдаче. Испытания прошли успешно, Снаряды вошли в атмосферу Земли, где благополучно сгорели. Спутников-инспекторов американцы так и не создали, а следующий «Алмаз» полетел уже без пушки. Позже, как и предусматривалось ранее, для обороны вместо пушки (система "Щит-1") на станцию устанавливались два реактивных снаряда "космос-космос" (система "Щит-2") КБ Нудельмана.
Но у "Алмаза" было и главное оружие - 14 фотоаппаратов, в том числе и длиннофокусный, с диаметром линзы 2 м, способный не только рассмотреть, например, бортовые номера самолетов, стоящих на палубе авианосцев США, но и подробно фотографировать местность. Радиолокаторы и другие приборы, установленные на "Алмазе", зондировали ее, снимая электронную карту. При наложении друг на друга особым способом оптического и электронного изображений одной и той же местности получалось ее цифровое изображение, понятное, например, вычислительной машине крылатой ракеты, идущей на цель (И это в 70-х!). Именно их обслуживанием: наведением в нужную точку, зарядкой пленки и ее проявкой в основном занимались Попович с Артюхиным на "Салюте-3" и другие экипажи на более совершенном "Салюте-5". Работали в прямом смысле слова, без сна и отдыха - этакие "космические негры". Ведь постоянно требовалось то заснять какой -то важный объект НАТО, то проявить пленки, то перезарядить камеры.
В конце полета отснятые пленки в специальной капсуле были сброшены на землю в одном из пустынных районов Казахстана. Причем одновременно отрабатывалась и другая задача: ведь вместо 360-килограммовой капсулы можно было бы сбросить и атомную бомбу. Кстати, всех поразила точность сброса капсулы - она практически не отклонилась от заданного места приземления.
Для доставки на станцию экипажа и грузов нужен был специальный корабль. Он тоже разрабатывался в конструкторском бюро Челомея и проходил под шифром ТКС - транспортный корабль снабжения. Он также мог выполнять роль и так называемого орбитального буксира для орбитальных пилотируемых станций. Это был шаг вперед в развитии космической техники. И этот аппарат намного опередил свое время.
Летные испытания ТКС начались в 1976 году. 10 марта 1983 года к "Салюту-7" подошел "Космос-1443". Это был ТКС, но в модифицированном варианте. Работающие на станции космонавты Владимир Ляхов и Александр Александров разгрузили и обжили корабль, который восхищал своей просторностью и оснасткой. Его-то и назвали "Модульный". Он вполне мог взять на борт экспедицию из девяти человек.
Потом семь лет пролежал на космодроме Байконур тяжелый спутник Челомея, получивший после долгожданного пуска 25 июля 1987 года название "Космос-1870". Он был оснащен радиолокатором, позволяющим получать глобальную оперативную информацию при любых погодных условиях и в любое время суток, при этом изображение поверхности Земли передавалось с высокой степенью разрешения. 18-го июля 1987 год все же состоялся удачный запуск автоматического варианта ОПС "Алмаз", который получил обозначение "Космос-1882". Высококачественные радиолокационные изображения земной поверхности, полученные со спутника, были использованы в интересах обороны и народного хозяйства СССР. Наконец 31-го марта 1991 года модифицированный автоматический вариант ОПС со значительно улучшенными характеристиками бортовой аппаратуры в последний раз был выведен на орбиту под своим настоящим именем "Алмаз-1".
Так завершилась целая эпоха одной из самых секретных космических станций Советского Союза… К сожалению, сам Владимир Челомей не смог увидеть свое детище в работе. Он ушел из жизни 2 декабря 1984 года.
Такова правда истории. Орбитальные станции, рожденные "Алмазом", продолжали трудиться многие годы.
|