online: 26506284
|
Чем пахла советская эпоха
Во времена железного занавеса, когда рядовому советскому потребителю были недоступны «диоры» и «шанели», приходилось довольствоваться отечественным парфюмом. Витрины универмагов были заставлены простенькими флаконами, резко отдающими спиртом, под незатейливыми названиями «Белая сирень», «Зимний вечер», «Фестивальные», «Магнолия», «Лаванда», «Дебют», «Огни Москвы» и т. д. Но трем парфюмерным маркам было суждено стать культовыми для всей советской эпохи.

«Красная Москва»
Классикой бытового соцреализма стали духи «Красная Москва» - любимый парфюм Любови Орловой, Валентины Терешковой, а теперь и поклонницы ретро Ренаты Литвиновой. Аромат «Красной Москвы» странно напоминал культовые Chanel № 5, что ничуть не помешало, а может, и помогло им завоевать несколько десятков международных премий.
История «Красной Москвы» началась в 1869 г., когда предприимчивый парижский парфюмер Анри Брокар открыл в Замоскворечье мыловаренную мастерскую и начал выпускать три сорта копеечного мыла, бывшего в русской деревне жутко дефицитным товаром: «Янтарное», «Медовое» и «Детское» (с выдавленными буквами алфавита). Позже он разбил в городе фонтанчик с одеколоном вместо воды (в нем прохожие могли бесплатно надушить носовой платок), изобрел рецепт концентрированных духов и первым стал изготавливать их пробники.
В начале 1910-х, если верить легенде, на него снизошло озарение не хуже, чем на Менделеева с его периодической системой. Однажды он якобы увидел во сне хрустальную вазу с букетом восковых цветов, каждый из которых источал неповторимый запах. Проснувшись с криками: «Нашел!», Брокар немедленно приступил к работе над своим главным шедевром – парфюмом «Любимый букет императрицы», составленном из ароматов роз, нарциссов, фиалок и ландышей. Духи были созданы специально для последней русской императрицы Александры Федоровны и преподнесены ей в честь 300-летия Дома Романовых. Подарок от Брокара так одурманил монархиню, что она немедленно пожаловала его в свои официальные поставщики.
Именно эти духи (в стеклянном флаконе с красной куполообразной пробкой), наряду с «Рижским бальзамом», портвейном «777» и одеждой фабрики «Большевичка», стали брендовым символом советской эпохи.
"Тройной"
Если женщины в Советском Союзе пахли «Красной Москвой», то мужчины, разумеется, одеколоном «Тройным». Причем применяли его не только для наведения марафета, но и как лекарство от всех бед. «Тройной» содержал 64% спирта и продавался как в парфюмерных магазинах, так и в аптеках. Советские матроны обрабатывали им порезы и ссадины, цирюльники прижигали им свежевыбритые лица клиентов, а обычные трудящиеся не в пример Алену Делону, который «не пьет одеколон», принимали его "на грудь", для поднятия настроения.

В огромном флаконе в виде фляги «Тройной» регулярно поставляли Сталину: говорят, что это был единственный парфюм, не вызывавший у вождя аллергии. А в годы Великой Отечественной его отправляли в госпитали в десятилитровых баллонах.
Когда именно появился в России самый известный мужской одеколон, точно не известно. По одной версии, его начал выпускать тот же француз Брокар, по другой - его привезли с собой солдаты наполеоновской армии. Если верить историкам парфюмерии, самый первый одеколон (от французского Eau de Cologne - вода из Кельна) был изготовлен еще в конце XVII в. из цитрусовых экстрактов и чистого спирта. Не удивительно, что его сразу же стали использовать в медицинских целях, для лечения ожогов, желтухи, кишечных инфекций и даже чумы.

В 1810 г. по указу Наполеона были рассекречены рецепты всех лекарственных средств. Всех, кроме чудодейственной «кельнской воды», в которую добавили душистые компоненты: именно тогда «адская смесь» лимона, бергамота и масла нероли стала называться одеколоном «Тройным». Так что не исключено, что советские мужики обязаны своим «фирменным» амбре французским солдатам, завезшим в Москву флаконы с парфюмом в 1812 г.
|