online: 25222268
Харьковская обл.
|
Интернет заставил мир поверить в.несуществующий фильм о.мафиози из.СССР. Как он.покорил тысячи иностранцев?
читать дальше
В то время как именитому итальянскому театру «Ла Скала» приходится оправдываться за решение открыть новый сезон русской оперой, а американскую модель Эмили Ратаковски осуждают за видео с российской манекенщицей Ириной Шейк, пользователи соцсетей Tumblr и ....... внезапно заявили о любви к «малоизвестному» и «незаслуженно забытому» фильму о мафиози из СССР. Картина под названием «Гончаров», вышедшая в 1973 году, — это криминальная драма о живущем в Неаполе выходце из Советского Союза, который угодил в серьезную передрягу. Утверждается, что над лентой работал в том числе признанный мастер жанра Мартин Скорсезе, а исполнителями главных ролей стали знаменитые актеры Роберт Де Ниро и Аль Пачино. Пользователи опубликовали сотни фан-артов к фильму, его саундтрек, лучшие кадры и самые душещипательные цитаты. Все это вопреки тому, что в реальности картины не существует — вся информация о ней была выдумана от начала и до конца. ........... узнала, как внутренняя шутка пользователей Tumblr превратилась в широкомасштабный мем, вызвавший у некоторых пользователей эффект Манделы, покорила тысячи людей и досадила одному британскому писателю.
Вселенная «Гончарова»
Величайший фильм о мафии», «забытая классика жанра» — так пользователи ....... отзываются о выдуманной ленте. Вместе с тем другие юзеры занимают позицию адвоката дьявола и уверяют: нашумевшая в интернете картина в действительности не обладает исключительными достоинствами.
«Вижу, что люди называют "Гончарова" лучшей из забытых картин, и должна не согласиться. (...) Честно говоря, мне кажется, что беспорядок в сюжетной линии скорее запутывал мозг, нежели радовал изящной хаотичностью», — спорит одна из киноманов.
«Гончаров» (1973) — недооцененный шедевр киноиндустрии, который, к сожалению, был почти забыт публикой. Могу с уверенностью сказать, что он так же хорош, как «Крестный отец».
Хотя поклонники не пришли к единому мнению о том, каким был сюжет воображаемого фильма, большинство признают, что «утерянное произведение» — это история о выходце из СССР Гончарове (имя его не приводится) с криминальным прошлым, который либо был вынужден бежать из Советского Союза, либо добровольно прибыл в Неаполь и решил организовать преступное сообщество. По некоторым версиям, к началу действия фильма он уже какое-то время живет и строит криминальную империю в Неаполе.
Фильм повествует о Гончарове, бывшем владельце ночного клуба, который приезжает в Неаполь и начинает прокладывать кровавую дорогу сквозь ряды организованной преступности. В процессе путь Гончарова оказывается переплетен с жизнями Андрея, его знакомого с родины, и неаполитанского мафиози Марио. И в то же время его цели расходятся с планами его коварной жены Кати.
Также, если верить фанатам выдуманной вселенной, «Гончаров» — определенно не легкий и безмятежный фильм, какой можно посмотреть унылым осенним вечером с целью развеяться. Наоборот, по заверениям многих, это мрачная и запутанная история о любви, преступности и лжи. Считается, что в нем много драмы и накала эмоций, а его основные темы — это темы безысходности и сурового рока.
Гончаров постоянно пытается что-то успеть и исправить, однако судьба безжалостна к нему. Протагониста обязательно предают: в зависимости от версий, это делает либо Катя, либо Андрей. В финале герой всегда погибает.. «По одной из версий концовки, у Гончарова не оказывается при себе оружия, поэтому он умирает. Затем выясняется, что оружие забрала Катя. По другой версии, Андрей предает Гончарова, они оба стреляют друг в друга, однако попадает только Андрей», — объясняет тонкости одна из пользовательниц в ........
Лучшим персонажем картины многие ее фанаты нарекли Катю. В воображении пользователей сети она эффектная блондинка в платье и белом манто, с сигаретой или бокалом вина в руках, уверенная в себе и непреклонная роковая женщина. При этом на путь предательства, по мнению некоторых, женщина встала из-за безответной любви к Гончарову и его равнодушия. Ей и главному герою приписывают ряд выразительных диалогов. В одном из них, к примеру, Катя холодно заявляет партнеру: «Ты уже мертв, дорогой. Это акт милосердия, а не убийство».
В выдуманном фильме есть и другой колоритный герой: убийца с психопатическими наклонностями Ледоруб Джо, чье главное оружие отражено в его прозвище. Часть фанатов рьяно пытается доказать другим, что персонаж почти ушел с тропы насилия, но, как и другие, не смог победить злой рок. Компанию ему в списке второстепенных, но не менее примечательных героев составляет мафиози Марио Амброзини, которого ряд поклонников считает верным союзником или наставником Гончарова. Но даже он не может послужить островком стабильности в этом хаосе. По некоторым предположениям, он тоже предает протагониста
Незыблемым в бурлящей фанатской вселенной остается гомоэротический подтекст в отношениях Гончарова и его друга (по другой версии, врага) Андрея. Аналогичные отношения, как следует из некоторых версий, связывают Катю с второстепенным женским персонажем Софьей.
Хорошо прописанные персонажи, зрелищные экшен-сцены и драматизм — далеко не полный перечень достоинств фильма, которые ему приписывают в сети. Но едва ли не главным его преимуществом считают глубокий символизм. Особое значение в картине, по словам поклонников, имеют символы яблока — его некоторые связывают с запретным плодом — и часов, указывающих на неотвратимость судьбы.
«Гончаров» — одна из наиболее прекрасно рассказанных историй. Смерть Гончарова — и по сей день шокирующая и в то же время прекрасная, а многочисленные изображения часов всегда напоминают нам о том, как кончится эта история, и о том, что всему непременно приходит конец.
Однако, согласно идеям фанатов, несмотря на все достоинства, картина так и не получила премию «Оскар». Этому в фанатской вселенной тоже есть объяснение: предполагается, что Академия кинематографических искусств и наук, выдающая награду, попросту испугалась возможных проблем, сочтя, что в фильме есть российская пропаганда. Есть и другие версии — согласно одной из них, картина так и не вышла в прокат. Более популярная гласит, что фильм выходил в ограниченном прокате из-за ряда проблем, в том числе, вероятно, попыток вмешательства настоящей мафии.
Причем, как утверждают некоторые пользователи, проблемы преследовали фильм с самого начала. К примеру, блогер из Tumblr заверяет, что одна из актрис пережила два инфаркта на съемках, режиссера уволили в первый же день, а оператора-постановщика растерзал лев.
Несмотря на все это, среди киноманов прошел слух о возможном ремейке фильма, что также вызвало дискуссии. «Они же полностью испортят весь шарм и красоту оригинала», — возмущается такой перспективе один из комментаторов.
Рождение тренда
История мема о «Гончарове» началась с поста о необычной покупке. В августе 2020 года пользователь Tumblr рассказал, что приобрел в интернете ботинки, однако, когда они пришли, оказалось, что вместо бренда на этикетке значилось название несуществующей картины и имя Скорсезе. «Лучший фильм о мафии всех времен. Мартин Скорсезе представляет: "Гончаров". Производство Доменико Прокаччи. Картина режиссера Маттео JWHJ0715 о неаполитанской мафии», — говорилось на лейбле.
«Что это за *** [ерунда]?» — недоумевал покупатель. «Этот идиот не смотрел "Гончарова"», — пошутили в комментариях. Скриншоты публикации и остроумного ответа еще какое-то время гуляли по Tumblr. Новую жизнь в них вдохнул в октябре 2022 года другой юзер платформы, который выдвинул правдоподобную теорию о происхождении загадочной этикетки. Он выяснил, что в действительности итальянский продюсер Доменико Прокаччи приложил руку к созданию криминальной драмы под названием «Гоморра» (Gomorrah), вышедшей в 2008 году. Имя Мартина Скорсезе с разрешения режиссера использовалось для продвижения картины. При этом надписи на постере фильма частично совпадали со словами на этикетке.
Почему на обувь нанесли этикетку, скопированную с постера итальянского фильма, остается загадкой. Однако название «Гончаров» вместо «Гоморра», как предполагают юзеры, могло возникнуть из-за опечаток.
Следом, как уточняет New York Times, художник из Праги создал по всем законам жанра постер «Гончарова», представив на нем реальных актеров. Роль главного героя он отдал Роберту Де Ниро, а образ Марио Амброзини — Аль Пачино. Андреем стал Харви Кейтель, а Катей — Сибилл Шеперд. Постер изобилует символикой криминального кино, начиная от оставленных пулями дыр и заканчивая горящей машиной. «Зима приходит в Неаполь», — интригует надпись на нем. Слева от героев возвышается храм Василия Блаженного.
Затем были многочисленные посты, в которых пользователи придумывали любимые сцены и цитаты героев, а также мемы о сюжетных ходах в ленте. За ними последовал саундтрек к «Гончарову», написанный одной из участниц треда. Он вошел в трейлер картины, на самом деле скомпонованный из отрывков других лент. В описании к ролику автор честно указывает, что фильма «Гончаров» не существует. Однако это не мешает комментаторам предаваться ностальгии, вспоминая, как они якобы впервые увидели картину в далеком детстве.
И все это время пользователи с упоением создавали фан-арты по выдуманной вселенной. Их непременные атрибуты — атмосфера 70-80-х, дорогие наряды, часы, сигареты, оружие и кровь и, конечно же, театральность. На одном из таких изображений Гончаров и Катя танцуют, и за спиной партнера женщина прячет нож. На другом Гончаров мрачной фигурой возвышается в полутени рядом с часами. «Время на исходе», — гласит подпись.
Иллюзия реальности «Гончарова» окрепла с появлением новых фейковых постеров, с которыми фильм, как утверждают в сети, продвигали в других странах — Японии, Чехословакии, России. В сети также были опубликованы изображения выдуманных книг о русском мафиози, якобы ставших основой для сценария. По словам автора поста, ценители зря игнорируют первоисточник истории.
Для пущей убедительности другой юзер представил фотографию DVD-диска «Гончаров», который, на первый взгляд, выглядит абсолютно реальным. А пользователь ...... разместил снимок с кассетой «Гончарова», которая соседствует на полке с мультфильмами. «Я случайно пожертвовал кассету с фильмом "Гончаров" детской больнице, но ведь он, вопреки распространенному мнению, не подходит для юной аудитории», — сетует автор поста.
Для сомневающихся в том, что «Гончаров» реален, подхватившие шутку пользователи придумали другой веский довод: кто-то из них создал архивную газетную вырезку с рецензией на картину — разумеется, фейковую. Заметка называется «"Гончаров": История амбициозных гангстеров и чересчур амбициозного молодого режиссера». Неизвестный создатель приписал авторство рецензии знаменитому американскому кинокритику Джину Сискелу. В выдуманном тексте тот хвалит картину за неподдельный масштаб и глубину, однако указывает на то, что зрителю приходится одновременно следить сразу за шестью сюжетными линиями.
Дело дошло до того, что многие пользователи и впрямь поверили энтузиастам. «Я думала, что "Гончаров" — это реальный фильм, (...) и я искренне хотела посмотреть его и начала искать его. Я ненавижу интернет», — пожаловалась одна из введенных в заблуждение пользовательниц.
Звезды и критики
Став одной из самых популярных тем Tumblr в середине ноября и выйдя за его пределы, тренд буквально за неделю успел досадить некоторым пользователям, не проникшимся идеей. Некоторые сочли, что шутка быстро изжила себя. «Вся эта фигня с "Гончаровым" нисколько не смешная. Не думаю, что люди, участвующие в этом тренде, видели хотя бы один фильм Скорсезе», — возмущается один из недовольных. Защитники же апеллируют к тому, что феномен «Гончарова» демонстрирует креативность интернет-сообществ.
Они сделали целый фандом (группа людей, объединенных единым хобби или темой, — прим. «.........»), целую вселенную несуществующего фильма. Это коллективный проект, созданный спонтанно тысячами людей. Следует уважать это, а не насмехаться над ними
Кроме того, некоторые пользователи ....... раскритиковали мем за то, что он продвигает в массы русскую культуру, что, по мнению отдельных пользователей, неуместно в разгар конфликта Москвы и Киева. Однако единичные жалобы на это канули в потоке бесконечных постов с восхвалением достоинств картины. Тренд, в рамках которого пользователи заявляли о реальности ленты и предавались творчеству, в итоге даже получил отдельное название — гончпостинг (gonchposting, от фамилии главного героя и слова to post — публиковать).
Отдельной вехой в меме о воображаемой вселенной стали фанфики с героями «Гончарова», которых на одном из самых популярных сайтов за считанные дни накопилось больше 530. При этом фанатских работ по одному из самых кассовых фильмов в истории «Аватар» на платформе всего 333. Заметившие это поклонники «Гончарова» авторитетно заявили: выдуманный фильм оставил более глубокий отпечаток в массовой культуре, нежели картина Джеймса Кэмерона.
К ажиотажу присоединился и сам Tumblr — официальная страница соцсети подчеркнула, что фильм «необъяснимым образом» сумел опередить время и внес значительный вклад в киноиндустрию. «Если вы еще не смотрели "Гончарова", то чем вы вообще занимаетесь?» — добавили в соцсети. А «Кинопоиск» назвал картину «монументальным гангстерским фильмом со звездным кастом».
Редко какой фильм демонстрирует так много разноплановых и в то же время взаимосвязанных историй. Трудно поверить, что так мало людей видели его.
Канадско-американский актер Райан Рейнольдс, известный любовью поострить в соцсетях, также внес свою лепту. «Гончаров про себя: "Будешь ли ты здесь, когда я вернусь?" Эта фраза [из фильма] по сей день вызывает у меня мурашки», — написал звезда экранов у себя в Tumblr. Его коллега Линда Картер, знаменитая по роли супергероини Чудо-женщины в сериале 70-х, в свою очередь, опубликовала архивные снимки, якобы сделанные на премьере «Гончарова».
Культовый английский писатель Нил Гейман на шумиху вокруг несуществующей картины, из-за которой юзеры Tumblr кинулись спрашивать его мнения о «Гончарове», отреагировал неоднозначно. «Пересмотрите свои жизненные цели», «Пожалуйста, хватит», «Просто остановитесь», — молил он участников тренда. По словам писателя, вопросы о «Гончарове» он получал сотнями и в конце концов решил писать о них первое, что придет в голову, — отсюда и кажущиеся грубыми ответы.
Это какая-то не очень удачная внутренняя шутка пользователей Tumblr о несуществующем фильме, и сейчас каждую секунду кто-то пишет мне с вопросом, писал ли я что-нибудь о нем, смотрел ли я его и хочу ли я вообще как-то прокомментировать картину «Гончаров».
Другую звезду, канадского актера Симу, адепты вселенной высмеяли из-за того, что он невовремя раскритиковал Мартина Скорсезе. «Этот клоун не смотрел "Гончарова"», — заявили они о Лю. Тем временем отдельные ценители заявились в ......... (соцсеть запрещена в России; принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) к самому мэтру. «Мистер Скорсезе, а не могли бы вы дать интервью о вашей фундаментальной работе, фильме "Гончаров" с Робертом Де Ниро в главной роли?» — почтительно спросил юзер, но ответа не последовало.
***
Пользователи Tumblr и ранее становились основателями вирусных трендов, выходящих за рамки этой платформы. К примеру, в 2013 году с их подачи юзеры массово сменили аватарки на фотографию актера Миши Коллинза из сериала «Сверхъестественное». Двумя годами позже пользователи площадки запустили мемный фейк о существовании у певицы Деми Ловато тайной сестры.
Именно любовь юзеров Tumblr к подобным внутренним шуткам и объясняет столь быстрый и массовый взлет тренда о «Гончарове», полагает Gizmodo. Другая причина, как отмечает издание, — отличительная эстетика признанных фильмов Скорсезе. И хотя 80-летний режиссер пока не высказал никакого мнения о тренде, отдельные пользователи вынесли вердикт: мастеру криминального жанра ничего не остается, как претворить их идеи в жизнь.
"Холоп" как масала-фильм: что общего у.российского и.индийского кино
читать дальше
Западные киностудии сегодня отказываются от проката фильмов в России — что же может заменить нашему зрителю мир Голливуда? Еще в марте зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко предложила россиянам познакомиться с кино из КНР, Индии и других стран. Звучат также предложения закупать фильмы в Латинской Америке, странах СНГ или даже в Африке. Тем временем деятели индийского кино сообщают, что Болливуд (студии Мумбаи) и другие индийские киноцентры уже сейчас готовы прийти на российские экраны. Точнее же будет сказать — не прийти, а вернуться.
Уже как-то подзабыли, что несколько десятилетий назад индийское кино воспринималось едва ли не родным. Уже в 1950-е годы в Cоветской стране демонстрировались ленты с экзотическими песнями, танцами, восточными страстями — столь, казалось бы, непохожем на Индию государстве. Болливудские кинозвезды, такие как Радж Капур, Наргис, Дилип Кумар, а потом Амитабх Баччан, Хема Малини, Митхун Чакраборти были даже не менее популярны, чем местные кинозвезды.
Но все-таки с тех пор прошло несколько десятилетий, изменились и наши государства, и кино. И что теперь индийские кинематографисты думают о возвращении в Россию?
О разнице между современным и старым индийским кино
"Я, как индиец, был бы счастлив, если бы индийские фильмы вновь широко показывали у вас на экранах. Мы бы очень хотели, чтобы ваши зрители смотрели наши фильмы. Полагаю, это было бы очень хорошей идеей!" — поделился со мной мнением режиссер, сценарист и продюсер Рандхир Капур.
75-летний кинематографист — глава киноклана Капуров и последний представитель старшего поколения семьи: сын легендарного актера и режиссера Раджа Капура (1924–1988), брат звезд Болливуда Риши Капура (1952–2020) и Раджива Капура (1962–2021). Рандхир гордится тем, что его отец, Радж Капур, был очень популярен в СССР после знакомства советских зрителей с такими его картинами, как "Сезон дождей" (Barsaat, 1949), "Бродяга" (Awaara, 1951), "Господин 420" (Shree 420, 1955), "Мое имя Клоун" (Mera Naam Joker, 1970) и другими.
Мы беседовали в то время, когда в "киностолице Индии" Мумбаи шел Фестиваль российского кино (Russian Film Festival) — первый подобный форум российского кино в Индии в очном формате за последние три года. И все представители Болливуда, с которыми я общался, уверяли, что не сомневаются в успехе своего нового кино в России.
Один из самых известных индийских кинокритиков и экспертов по киноиндустрии Комал Нахта объяснил, откуда такая уверенность:
"Мы стали делать высокобюджетные фильмы, мы используем много технологических новинок. Но по своей сути наше кино осталось таким же. В наших фильмах по-прежнему много танцев, музыки, романтики, действия, эмоций, мелодраматизма. Так называемые масала-фильмы. Все так же, как это было 30 или 40 лет назад… Я уверен, что индийское кино может вернуться в Россию, если фильмы из Болливуда тогда были у вас столь популярны, то нет причин, по которым они не смогли бы стать популярными и сегодня. Ведь предпочтения людей так легко не меняются, и те эмоции, которые работают в Индии, также могут работать и в России".
Кино с приправами
Секрет успеха индийского кино, как отмечают эксперты, в том числе Болливуда, в том, что основная продукция — те самые масала-фильмы — предназначены для самого широкого зрителя. Масала — традиционная приправа, острая смесь разнообразных специй, состав которой в итоге у каждой хозяйки свой.
"Людям нравится смотреть масала-фильмы, потому что они позволяют получить всего понемногу и разом", — убежден критик Комал Нахта.
Другими словами, масала-кино — это картины, в которых разные жанры намешаны, как специи: немного комедии — посмеяться, добавить экшен и лав-стори, щепотка мелодрамы — прослезиться, но обязательно со счастливым концом.
При этом Нахта отметил, что те современные популярные российские ленты, которые он видел, напоминают ему современные индийские фильмы, а значит, вкусы зрителей похожи.
Он считает, что не просто необходимо показывать кино друг друга в своих странах, но пришло время активно сотрудничать:
"Можно снимать совместные проекты с участием звезд из России и Индии. Это может дополнительно побудить зрителей в двух странах пойти на такую ленту. Но можно использовать и другие формы сотрудничества, например, не только привлекать профессионалов и актеров из наших стран, а использовать российские локации для съемки индийских лент и наоборот. Нам нужно кинопартнерство".
Индийское кино сегодня чувствует себя очень уверенно. Ведь местная киноиндустрия — это не только Болливуд, который известен в РФ. В последние десятилетия активно развивается региональное кино, что всячески поддерживают местные власти. Напомню, что в Индии 28 штатов и 22 официальных языка. Здесь выпускает фильмы и Толливуд в штате Андхра-Прадеш (на языке телугу), и Колливуд в Ченнаи (на языке тамили), и Молливуд (кино на языке малаялам), и Олливуд (на языке ория). Есть даже свой Голливуд (киностудии штата Гуджарат) и так далее. В Индии снимают порядка 1 000 фильмов в год, их регулярно показывают более чем в 100 странах. И индийские кинематографисты очень хотят расширить этот список.
Мировой кинохаб
Примечательно, что их намерения активно поддерживают власти. Как сказал в минувшее воскресенье министр информации и телерадиовещания Индии Анураг Тхакур на церемонии открытия 53-го Международного кинофестиваля в Гоа (International Film Festival of India, IFFI), страна готовится превратиться в мировой центр для работы кинематографистов и съемки фильмов.
О том, что индийское кино может стать не просто важнейшим из искусств, но и одним из важных факторов индийской мягкой силы, в Нью-Дели задумались давно. Еще бывший премьер Манмохан Сингх заявлял, что национальное кино представляет Индию в мире.
"Куда я ни приезжаю, на Ближний Восток, в Африку, везде люди говорят об индийском кино", — отмечал премьер.
Впрочем, российская киносфера, как видно, тоже готовится обратить пристальное внимание на Восток. Так, на гоанском фестивале прошел кинорынок Film ....ar, где широко была представлена РФ. Как мне сообщили в пресс-службе "Роскино", в целом наши компании— производители фильмов, сериалов и анимации — познакомили гостей мероприятия более чем с 30 проектами.
"Очевидно, что ваши, российские компании сейчас очень хотят выйти на наш рынок. Это непросто — индийские зрители в основном предпочитают свое кино. Но это возможно. Особенно если будет совместное производство и сотрудничество… В любом случае, решение будет принимать зритель — и у нас, и у вас", — поделился наблюдениями Риттеш Кумар, генеральный директор продюсерской компании Expansion, в кулуарах кинофестиваля.
В частности, Россию на стенде Russian Content Worldwide представляли десять компаний: "Централ партнершип", "Арт пикчерс дистрибьюшн", онлайн-кинотеатр KION, "Плюс студия", "Баббл студиос", "Газпром-медиа развлекательное телевидение", "Союзмультфильм", ГК "Рики", студия "Ред карпет", анимационная студия Platoshka. Кроме того, правительство Москвы и Московский экспортный центр (МЭЦ) впервые приехали со стендом московских компаний под брендом Made in Moscow. Как мне отметили в пресс-службе центра, МЭЦ уже поддержал при выходе на индийский кинорынок 14 московских анимационных студий, производителей контента, дистрибьюторов и тех, кто занимается локализацией и переводом кинокартин.
Кроме того, в начале декабря состоится и в России фестиваль индийского кино Indian Films Festival 2022. В 24 городах в кинотеатрах национальной сети "Синема Парк" можно будет увидеть современные фильмы прямиком из Индии. Организаторами выступили кинокомпания Indian Films, Индийский культурно-национальный центр "Сита" при поддержке Министерства культуры РФ и посольства Индии.
|