На 5 и 6 листах атласа изображен Азиатский континент, записи и легенды о Центральной Азии, не содержащие однако никакой важной информации. Исключением явилось озеро Иссык-Куль имеющее на карте продолговатую форму и простирающееся с востока на запад (что соответствовало реальности). На берегу озера был изображен монастырь с двумя куполами и крестами и пояснением на каталонском диалекте испанского языка: "Это место называется Ysicol. В этой местности расположен монастырь братьев-армян, где, как говорят, находятся мощи святого Матфея, Апостола и Евангелиста".
каталонская карта.jpg
Впервые сведения об армянском монастыре (в 1856—1857 гг.) опубликовал русский путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский. Он видел Каталонскую карту в середине XIX века в Венеции, изображенные на ней города и озеро Иссык-Куль и на северном его побережье — христианский монастырь (академики В. Бартольд и Н. Марр называют его армянским). Семенов полагал, что христиане, бежавшие с Ближнего Востока (из Сирии) вглубь Азии, основали в XII в. свой монастырь на берегу Иссык-Куля; он первый перевел на русский язык надпись с Каталонской карты. Ученый не нашел на побережье следов монастыря, но высказал предположение, что он вполне мог быть построен в Курментинской бухте и позже затонул.
Как рассказывал мне академик Плоских, занимающийся поисками в том числе и армянского монастыря (существовавшего, по его расчетам, с VIII по конец XIV века), он вместе со своей командой проводил разведку на востоке Иссык-Куля (под водой, в районе Курментинской бухты). Здесь были собраны десятки христианских крестов несторианского толка, поднята керамика с христианской символикой, а также фрагмент керамического сосуда с изображением "Звезды Давида", цельный сосуд с процарапанной звездой и т.д. Перманентно, в разные годы, проводились поисковые работы, в том числе и с привлечением аквалангистов Российской конфедерации подводной деятельности.
Книга митрополита и эпитафия епископу Ованнесу
Еще одним доказательством существования армянского христианского монастыря на Иссык-Куле является книга "Земля потомков патриарха Тюрка", выпущенная в 2002 году. В ней ее автор митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир собрал все теологические свидетельства о христианстве на территории современного Кыргызстана. Как пишет митрополит Владимир, "на киргизской земле нашло упокоение нетленное тело святого Апостола и евангелиста Матфея. Как известно, мученическую кончину за Христа он принял в Сирии. Оттуда, по-видимому, еще во II или III веке бежавшими от древнеримских гонений честные мощи Апостола были унесены в край, славившийся широкой веротерпимостью. Эта святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль; весь христианский мир узнал о ее местонахождении... Впоследствии город, где находилась древняя армянская обитель, был затоплен водами озера".
кайрак.jpg
Данные Каталанской карты подтверждает и армяно-сирийская надпись на надгробии-кайраке, найденном на Пишпекском кладбище. Речь идет о надписи на могильном памятнике - билингвической эпитафии (1323г.), составленной по случаю смерти армянского епископа Иоанна (Ованнеса) и увековечивает память о нем на двух языках-армянском и сирийском. И это не случайно, поскольку эпитафия принадлежит временам, когда армяне составляли единое целое с сирийской церковью. Могильный же памятник свидетельствует о том, что в этих краях существовала более или менее значительная армянская колония.
Острый глаз "морского волка": Карен Балаян углядел то, что упустили исследователи
Когда в 2003 году команда легендарного парусника "Киликия" перед своей трехлетней экспедицией проходила последние испытания на Севане, художник и путешественник Федор Конюхов на один день прилетел в Армению. Он прокатился на корабле (пять часов плавания), что положило начало дружбе, которая длится до сих пор. Конюхов сейчас является настоятелем московской церкви Святого Николая Чудотворца - покровителя мореходов и путешественников. Балаян не упускает возможности зайти к нему в церковь, когда бывает в Москве. В один из таких визитов Конюхов предложил Балаяну совместную экспедицию на Иссык-Куль.
Для поиска армянского монастыря снаряжались многие экспедиции, начиная с Петра Семенова-Тян-Шанского. Поиски шли порядка 170 лет, но все безуспешно. И, видимо, нужен был взгляд моряка на карту, чтобы показать, какую ошибку все совершали. Ни одна из экспедиций не осматривала тот район, где на карте действительно был изображен монастырь. Все без исключения экспедиции искали не там, где надо. А дело вот в чем.
цитата
|
Цитата: |
|
|
|
|
|
|
|
|
В средние века карты чертились большие: не для того, чтобы вешать на стену, а чтобы изучать их на столе. Карта Крескеса именно такая - очень большого размера. Такие карты делились на две или несколько частей, и чтобы увидеть полную картину, части карты складывались вместе. А чтобы их было удобно смотреть и читать на столе, не переворачивая, половину карты смотрели с одной стороны, а вторую – с противоположной. Все исследователи, которые увеличивали часть карты, где есть монастырь, не принимали во внимание остальные, "отрезанные" ее части. То есть на часть карты с монастырем смотрели в перевернутом состоянии. Север там не наверху (как на привычных нам картах), а внизу |
|
|
|
|
|
, - говорит Балаян.
Озеро и монастырь были нанесены примерно на центр карты, и чтобы нормально ее читать, пользовались фрагментом, картографированным с другой стороны, где север и юг меняются местами. Они смотрят на старую карту с точки зрения современного человека, который не знает, как в средние века чертились карты, где половина нарисована вверх ногами. Вот и искали монастырь на северном берегу Иссык-Куля. И никто не задумывался, что эта часть карты вырвана из контекста.
"Когда об этом я рассказывал российским коллегам и специалистам, они очень удивились и признали мою правоту. А Конюхов мне предложил совместную экспедицию, она до сих пор в силе, но пока из-за его занятости она откладывается", - рассказал Балаян.
Он также отметил, что на дне Иссык-Куля очень много затопленных памятников, городищ, курганов, дно его буквально усеяно различными древними артефактами.
"На его территории можно годами проводить поисковые работы и что-то находить. Но нас интересует именно армянский монастырь. Поэтому считаю, что нужно проверить южный берег озера. Мне не понятно, почему, начиная с Семенова Тян-Шанского и по сей день ни одна экспедиция не исследовала эту часть озера. Я думаю, что поскольку южный берег более гористый, и глубины там большие, исследователи ищут там, где легче. Это мне напоминает старый анекдот:
Ночь. Под фонарем в парке ползает мужик. Подходит милиционер, спрашивает:
– Ты чего тут ползаешь?
– Часы потерял. Ищу.
– А где потерял-то?
– Да вон там, в кустах…
– А чего же тут ищешь-то?
– А тут светлее…
Убедившись, что на южном берегу ничего нет, я бы продолжил поиски в другом месте. И потом не обязательно, что монастырь был на прямо берегу и стоял у кромки, как пансионат на Черном море. Его руины могут быть обнаружены чуть выше, на южном склоне. В горах тоже стоит посмотреть - может найдутся какие-то следы", - резюмировал Карен Балаян.