online: 27053251
Україна, Донецька область, м. Краматорськ
|
Рок-о́пера
Рок-о́пера (англ. rock opera) — это опера в жанре рок-музыки.
Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии, написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.
читать дальше
Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.
История
Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F. Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.
Рок-оперы в России
Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:
«Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось» Рыбникова,
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Стадион», «Алые паруса» (А. Богословский, записана ВИА «Музыка» в 1977 году),
«Второе пришествие» Трубного зова,
а также современными произведениями:
«2032: Легенда о несбывшемся грядущем», «Эльфийская рукопись», Дорога без возврата, «Преступление и наказание» Артемьева,
«Жанна д’Арк», «Паганини», «Кентервильское привидение», «Царь-Девица», «Последнее испытание», «Мастер и Маргарита» Градского, «Ангел Мести» — Сергея Ефимова и Достоваловой Дарьи, молодых музыкантов из Иркутской области, «Печать Демона».
Немного об Авторах
Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева.
В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как «Тампль», «Жанна д’Арк» и другие, а также рок-опера по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».
Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются сугубо адресными продуктами, не способными получить коммерческую известность. Печальным примером здесь может служить опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание», которая писалась автором почти 30 лет, но выход которой в 2007 году практически не был замечен широким слушателем, несмотря на мировую известность автора.
Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».
Известные рок-оперы
Иисус Христос — суперзвезда (1970) — Эндрю Ллойд Уэббер, Тим Райс
Томми (англ. Tommy, 1969) группа The Who
Квадрофения (англ. Quadrophenia, 1973) — группа The Who
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (1975) — Алексей Рыбников
Стена (англ. The ...., 1979) — группа Pink Floyd
Юнона и Авось (1980) — Алексей Рыбников
Жерұйық (1980) - Дос-Мукасан (Мухамеджанов Толеген Мухамеджанович)
Zen Arcade (1984) — Hüsker Dü
Стадион (1985) — Александр Градский
......s: A Rock Opera (1991) — группа Savatage
Ayreon (1995-н.в.) — Арьен Лукассен
Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory (1999) — Dream Theater
Avantasia (2001) — Тобиас Саммет (Edguy)
American Idiot (2004) — Green Day
Эльфийская рукопись (2004) — группа Эпидемия
Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена (2007) — группа Эпидемия
Выбор судьбы (2006)
Преступление и наказание (2007) — Эдуард Артемьев
Рипо! Генетическая опера (2008)
She (2008) — проект Caamora Клайва Нолан
Equilibrio (2008) — Xystus
Последнее Испытание (2009)
Мастер и Маргарита (2009) — Александр Градский
Дорога без возврата (2009) — группа ESSE
Моцарт. Рок-опера (2009) (Dove Attia et Albert Cohen)
21st Century Breakdown (2009) — Green Day
Человек-паук: Погасить тьму (2011) — Стэн Ли
Ангел Мести (2010) — группа Голос Неба
TODD (2012 - 2013) — группа Король и Шут
«Эльфи́йская ру́копись» — первая в России метал-опера и концептуальный альбом российской Power Metal группы Эпидемия, выпущенный 13 февраля 2004 года и презентованный на рок-фестивале «Пятница, 13-е».
читать дальше
В записи принимали участие вокалисты из групп Ария, Arida Vortex, Мастер, Чёрный Обелиск и Бони НЕМ.
Альбом был продюсирован Владимиром Холстининым (гитаристом Арии), который также играл на мандолине в песне «Пройди свой путь». Эта песня на протяжении месяца возглавляла хит-парад «Чартова дюжина».
Сценарий оперы
Сценарий оперы — это фэнтези-история, написанная Юрием Мелисовым, главным гитаристом Эпидемии. В первоначальные планы Юрия входила постановка по мотивам книжной серии Dragonlance, но в итоге был написан самостоятельный сюжет. Однако в сюжете оперы осталось сходство с Dragonlance и даже сознательные отсылки к ней (такие, как имя дракона «Скай» и упоминание в тексте Стурма). Другой источник вдохновения, «Сага о вечном воителе» Майкла Муркока упомянута в песне «Вечный воитель».
Полуэльф Дезмонд рос в эльфийском королевстве Эния, скрытом от остального мира волшебным барьером, который создавала магическая сфера Эль-Гилэт, принадлежавшая королю Энии, и изучал магию у придворного волшебника Ирдиса. Он влюбился в принцессу Алатиэль, и был ложно обвинен в практике чёрной магии её тайным поклонником, за что был изгнан королём, которого не устраивала увлеченность полуэльфа чистокровной эльфийкой. Дезмонд по настоянию Ирдиса продолжил обучение в школе волшебства в землях людей, и участвовал в некоторых военных походах. Во время одного из походов он как боевой маг произвел хорошее впечатление на воина Торвальда, с которым впоследствии завёл дружбу. Фактически, Торвальд был единственным человеком, не сторонившимся чужака-полуэльфа.
В это время Эния была атакована силами тьмы под предводительством могущественного темного мага Деймоса. Родной мир Деймоса погиб из-за погасшего солнца. Используя сложные заклинания чёрной магии, Деймос телепортировал часть своей армии в Энию и завоевал страну. В тронном зале он нашёл сферу Эль-Гилет, магическая мощь которой могла дать ему возможность открыть портал между Энией и своим миром. Деймос предложил Алатиэль стать его женой, чтобы он стал полноправным королем эльфийских земель. Он пригрозил, что иначе он принесет её в жертву, так как для открытия врат в его мир с помощью сферы и для телепортации остальной части его армии необходимо было в особую ночь Совмещения обагрить магический амулет кровью эльфов. Но Алатиэль, не желавшая идти на уступки захватчику и убийце отца, отказалась (Кровь Эльфов).
Ирдис был ранен во время сражения с захватчиками, но успел бежать через портал к Дезмонду и попросил его спасти Энию (Час Испытания). Дезмонд согласился, надеясь, что этот поступок поможет ему очистить своё имя, и также попросил Торвальда присоединиться к нему в этом походе (Рождённый для битвы). В пути они остановились в приграничной таверне у подножия гор, где Трактирщик по указанию Ирдиса показал им секретный тоннель, ведущий в Энию под горами (На пороге Ада).
Во время путешествия по тоннелю Дезмонд почувствовал присутствие древней магии и вскоре нашёл Жезл первых правителей Энии. Этот магический артефакт они использовали, чтобы победить Дракона, посланного Деймосом (Вечный воитель). С помощью выживших эльфийских рыцарей они ворвались во дворец, где Деймос пытался завершить ритуал. Во время сражения Торвальд уничтожил Эль-Гилэт с помощью Жезла. Деймос же успел бежать через балкон и улететь на своём драконе (Магия и меч).
После освобождения Энии Дезмонд женился на принцессе Алатиэль, однако изгнанный полуэльф не мог быть коронован как король, и Ирдис стал временным правителем до того, как подрастут дети новой королевской семьи.
Список композиций
Сценарий и тексты песен — Юрий Мелисов
1. «Золотые драконы (instrumental)» Мелисов 1:35
2. «Час испытания» Мелисов 4:53
3. «Рождённый для битвы» Мелисов, Бушуев 6:12
4. «Пройди свой путь» Мелисов 5:17
5. «Кровь эльфов» Мелисов, Князев 9:49
6. «На пороге ада» Мелисов 6:29
7. «Вечный воитель» Мелисов 4:59
8. «Романс о слезе» Мелисов 6:29
9. «Магия и меч» Валерьев 5:44
10. «Осколки прошлого» Мелисов 4:21
11. «Эпилог (instrumental)» Мелисов 3:50
12. «Всадник из льда (Бонус-трек)» Мелисов 5:12
Состав
В ролях
Дезмонд, полуэльф — Максим Самосват (экс-Эпидемия, экс-Mechanical Poet) (на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12)
Торвальд, рыцарь — Андрей Лобашёв (Arida Vortex, Ольви) (на 3, 4, 5, 6, 7, 9)
Ирдис, эльфийский волшебник — Артур Беркут (Артур Беркут, экс-Ария, экс-Мастер, экс-Автограф) (на 2, 3, 6, 7)
Деймос, темный лорд — Дмитрий Борисенков (Чёрный Обелиск) (на 5, 9)
Скай, синий дракон — Кирилл Немоляев (Бони НЕМ) (на 5, 7)
Алатиэль, эльфийская принцесса — Анастасия Чеботарёва (на записи оригинальной оперы) (на 5, 8)
Трактирщик — Алексей «Lexx» Кравченко (на записи оригинальной оперы) (Мастер) (на 6)
Музыканты
Группа Эпидемия
Юрий Мелисов — гитара, акустическая гитара
Павел Бушуев — гитара
Илья Князев — бас-гитара, соло-гитара (5)
Дмитрий Кривенков — ударные
Роман Валерьев — клавишные
Гости
Вячеслав Молчанов (Кипелов, Легион) — соло-гитара (7, 10)
Владимир Холстинин (Ария) — мандолина (4)
Дополнительная информация
Запись — студия «Ария Рекордс»
Звукоинженер — Дмитрий Калинин
Сведение — Дмитрий Калинин, Максим Самосват, Илья Князев
Вокальные аранжировки — Максим Самосват
Хоры исполняли — Мелисов, Лобашёв, Самосват
Оркестровые аранжировки — Лекс Плотников
Запись и сведение диалога — Том Токмаков
Мастеринг — Андрей Субботин
Сиквелы
Продолжение «Эльфийской рукописи» вышло в ноябре 2007 года под названием «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена». В записи альбома принимали участие Кирилл Немоляев (Бони НЕМ), Дмитрий Борисенков («Чёрный обелиск»), Артур Беркут («Ария»), Михаил Серышев (экс-«Мастер»), Константин «Тролль» Румянцев («Тролль гнёт ель») и др.
Кроме того, дальнейшей судьбе Торвальда посвящена песня "Дорога домой" с одноимённого альбома группы.
«Эльфи́йская ру́копись: Сказа́ние на все времена́» — метал-опера и концептуальный альбом российской Power Metal группы Эпидемия, вторая и заключительная часть «Эльфийской рукописи». Альбом записан и выпущен в 2007 году.
читать дальше
Сюжет
Герои первой части: Дезмонд, Торвальд и Алатиэль отправляются в погоню за завоевателем Деймосом в его умирающий мир, Ксентарон. ......, созданный магом Ирдисом, раскидал героев в разные места нового мира (Звёздный портал).
Дезмонд попал в плен к гномам, хранителям гор, подозрительно относящимся к чужеземцам (Владыки гор). Те предоставляют решить его судьбу магу-отшельнику, который оказывается свергнутым богом-создателем Ксентарона. Он рассказывает печальную историю своего мира. Когда-то это был цветущий уголок Вселенной, но демоны-завоеватели под предводительством тёмной королевы Минатрикс свергли демиурга и погасили солнце, обрекая Ксентарон на погибель. В Дезмонде бог видит спасителя Ксентарона и вручает ему свой магический посох (Исповедь первого бога).
Торвальд оказывается в горах. Поднявшись на самую высокую вершину, он обнаруживает там башню, с заточенным в ней Деймосом. Торвальд собирается уже покарать врага, но тот рассказывает ему о причинах своего нашествия. Деймос пытался найти новый дом для своего народа, погибающего на тёмном и ледяном Ксентароне, и в качестве такового выбрал Энию. По наущению демонов и дракона Ская он пытался поработить этот край, когда же его война окончилась фиаско, хозяева избавились от нерасторопного исполнителя, заточив его в его собственной башне. У Торвальда не поднимается рука на несчастного (Нити судьбы).
Алатиэль магия заносит на остров, где дремлют золотые драконы. Единственный бодрствующий дракон, Гилтиас, рассказывает ей, что Золотые Драконы — единственная сила, способная сопротивляться Синим Драконам, слугам демонов (Остров драконов) . Чтобы пробудить их, нужен древний артефакт — посох бога-создателя. Дракон несет Алатиэль навстречу Дезмонду.
Тем временем войска демонов и Синих Драконов готовятся к новому вторжению на Ксентарон. Дэймос собирает верные ему войска и вместе с Торвальдом и Дезмондом они занимают оборону в его (Дэймоса) цитадели. Жестокая битва уносит много жизней, на помощь защитникам выходят гномы. Гибнут Торвальд и дракон Скай. В самый разгар боя Гилтиас приносит Алатиэль и та раскрывает мужу секрет волшебного посоха. Дезмонд пробуждает Золотых Драконов, те приходят на битву и приносят силам добра победу (Сказание на все времена). После этого заклятия, наложенные на солнце, рассеиваются, и на Ксентароне начинается первая за много лет весна (Солнца свет).
Список композиций
Концепция сюжета и тексты песен — Юрий Мелисов
1. «Пролог» (инструментал) Юрий Мелисов, Дмитрий Иванов 2:09
2. «Звёздный портал» Мелисов 5:21
3. «Владыки гор» Илья Мамонтов 5:24
4. «Исповедь первого Бога» Мелисов 4:46
5. «Сказание снегов» (инструментал) Иванов 1:43
6. «Нити судьбы» Мелисов 5:39
7. «Без сердца и души» Мелисов, Мамонтов 8:31
8. «Океан пустоты» Мелисов, Иванов 5:06
9. «Сказание огня» (инструментал) Иванов 0:46
10. «Остров драконов» Мелисов, Мамонтов 4:31
11. «Сказание на все времена» Мелисов 12:43
12. «Солнца свет» Мамонтов 5:03
13. «В небеса» (инструментал) Мелисов 2:31
14. «Реквием (Скорбя о ней…)» (бонус-трек) Мелисов 5:35
69:52
Состав
В ролях
Дезмонд, полуэльф — Максим Самосват (Эпидемия, экс-Mechanical Poet) (на 2, 3, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 14)
Торвальд, рыцарь — Андрей Лобашев (Arida Vortex) (на 2, 3, 6, 11)
Ирдис, эльфийский волшебник — Артур Беркут (экс-Ария, экс-Автограф) (на 2, 12)
Деймос, правитель Ксентарона — Дмитрий Борисенков (Чёрный Обелиск) (на 6, 11, 12)
Минатрикс, королева демонов — Екатерина Белоброва (The Teachers) (на 7, 11)
Скай, синий дракон — Кирилл Немоляев (Бони НЕМ) (на 7, 11)
Алатиэль, эльфийская принцесса — Александра Комарова (Luna Aeterna) (на 8, 10, 11, 12)
Гилтиас, золотой дракон — Евгений Егоров (Колизей) (на 10, 11, 12)
Безымянный Бог, создатель Ксентарона — Михаил Серышев (Иисус Христос — суперзвезда, экс-Мастер) (на 4, 7, 12)
Дрогбар, царь гномов — Константин «Тролль» Румянцев (Тролль гнёт ель) (на 3, 11, 12)
Инструменталисты
Юрий Мелисов — гитара
Илья Мамонтов — гитара
Иван Изотов — бас-гитара
Дмитрий Иванов — клавишные
Дмитрий Кривенков — ударные
Андрей Смирнов — соло-гитара (7)
Владимир Лазерсон — флейта (4), волынка (12)
|