В настоящее время «Алиса» активно работает над записью новых произведений, считается одной из лучших групп в России и выступает в качестве хедлайнера на различных фестивалях. Читатели «Комсомольской правды» назвали «Алису» самой влиятельной группой русского рока. По опросам «Ромир», «Алиса» входит в десятку самых популярных рок-групп России
Создание группы
Рок-группа «Алиса» образовалась в апреле 1983 года в Ленинграде, после распада группы «Хрустальный Шар», лидером которой был Святослав Задерий. Клавишник Павел Кондратенко порекомендовал ему объединить усилия с гитаристом группы «Демокритов колодец» Андреем Шаталиным.
Шаталин был такой — «Железный Дровосек» — совершенно спокойный, очаровательный мужчина. Он мне импонировал больше всех в этой группе — а они играли в стиле «Boston», довольно жёстокую музыку. И было видно, что от Шаталина там основная энергия и идёт. Несмотря на то, что он сам по себе скромный и спокойный…
Святослав Задерий переманил Андрея Шаталина в свою группу («Демокритов колодец» после этого распадается), барабанщиком стал Михаил Нефёдов, игравший с Задерием в «Хрустальном шаре». Вокалистом стал Задерий пригласил своего знакомого Петра Самойлова, лидера распавшейся к тому времени студенческой группы «Золотое время». Затем Задерий взял в группу саксофониста Бориса Борисова, что задело Петра Самойлова, который в свое время не принял Борисова в «Золотое время». В итоге Самойлов из группы ушел, а Борисов по совместительству стал еще и вокалистом.
У участников новоиспечённой группы неизбежно встал вопрос о музыкальном направлении, который разрешил Задерий:
«Ситуация была такая: Шаталин любит „Бостон“, „хард-рок“, „Дип Пёпл“. Паша Кондратенко — более мягкую музыку, я увлекался психоделическими сложными штуками, поэтому вроде бы сначала произошла несостыковка, но потом я их уговорил <…> : ребята, почему бы нам, собственно, не сойти с ума, и не начать изначально — с хаоса? Давайте не будем задаваться вопросом — что мы будем играть, а просто будем играть и чувствовать гармонию того, кто играет дальше. То есть принцип был очень простой, и постепенно мы составили „хаосную“ программу — „Синтезатор Сладострастия“».
Первым серьёзным проектом, вынесенным группой на суд зрителей II-го фестиваля Ленинградского рок-клуба, явилась программа «Кривозеркалье». Именно во время этого выступления Константин Кинчев в первый раз услышит «Алису».
В 1984 году группой «Алиса» был записан альбом «Кривозеркалье», где пели Святослав Задерий и Борис Борисов. Альбом был записан в студии Выборгского ДК в Ленинграде зимой 1984 года, на концертах в ДК им. Газа в Ленинграде и в Выборге весной 1984 года.
Приход Константина Кинчева
Широкая популярность пришла к группе после их выступления в ленинградском рок-клубе, где были исполнены песни «Мы вместе» и «Моё поколение», написанные пришедшим в группу в 1984 году новым вокалистом Константином Кинчевым (Панфиловым).
В 1985 году был выпущен на кассетах первый альбом «Алисы» — «Энергия», появившийся впоследствии и в виде пластинки. Запись альбома была сделана в студии Ленинградского рок-клуба в 1985—1986 годах. В фонограмме звучат фрагменты произведений Шарля Бодлера, Михаила Булгакова, Николая Гоголя, Николая Островского.
В 1985 году группа «Алиса» снялась в телефильме «Переступить черту», а в 1987 году на экраны вышел фильм Валерия Огородникова «Взломщик», где Константин Кинчев сыграл роль второго плана (брат главного героя).
После ухода Задерия
В 1986 году группу покидает её «отец» Святослав Задерий. Кинчев становится основным лидером «Алисы», а Задерий создаёт группу «Нате!», с которой вскоре добивается большого успеха. В 1987 году году вышел альбом — «БлокАда», ставший основой для концертной программы. В том же году Константин Кинчев принял участие в исполнении песни «Комсомольский билет» с альбома «Гласность» группы «Объект насмешек».
Летом 1988 года «Алиса» отыграла выступление на рок-концерте во Дворце Спорта в Киеве, в котором также принимали участие «ДДТ», «Чёрный кофе», Ольга Кормухина и «Наутилус Помпилиус». А в 1989 году группа поехала в США с концертной программой «Красная волна».
В 1989 году «Алиса» записала альбом «Ст. 206 ч. 2», переполненный вызывающими текстами, в которых обсуждались, в основном, проблемы жёсткой цензуры в Советском Союзе. Мастер-диск альбома был утерян и был найден только в 1994 году. Тогда же альбом и был издан. Весной 1989 в группе появился новый клавишник Андpей Коpолёв, а следом вернулся и удовлетворённый сольной карьерой Шаталин, который теперь делил гитарные партии с Чумычкиным. Группа после долгих усилий записывает и в 1989 году выпускает альбом «Шестой лесничий».
1990-е
В 1991 году Константин получил музыкальную премию «Овация» в номинации «Лучший рок-певец».
В 1992 году Константин Кинчев принял православие. С этого времени тема Бога и веры стала занимать нарастающее место и в его творчестве.
Альбомы: «Шабаш» (1991), «Для тех, кто свалился с Луны» (1993) (где есть песня «Плач», которая считается посвящением Дмитрию Ревякину), в котором для записи песни «Пасынок звёзд» были приглашены певчие православных церквей; «Чёрная Метка» (1994) (которая вышла уже после самоубийства гитариста Игоря Чумычкина), «Jazz» (1996), «Дурень» (1997). Большой популярностью пользовалась песня «Трасса Е-95».
2000-е
Группа выпускает альбомы «Солнцеворот» (2000), «Танцевать» (2001). Начиная с альбома «Сейчас позднее, чем ты думаешь» (2003) звучание группы радикально утяжеляется, православная тематика Константина Кинчева проходит в текстах песен как основная тема. В конце 2003 года группу покидают её основатели — Михаил Нефёдов и Андрей Шаталин. Следующие альбомы «Изгой» (2005), «Стать Севера» (2007), концертник «Звезда по имени „РОК“» (2007), «Пульс хранителя дверей лабиринта» (2008) сыграны в той же тематике. «Ъ» (2010) и «20.12» (2011) наполнены размышлениями об окружающем мире и православная тематика отходит на второй план.
В 2000 году Кинчев был обвинён рядом журналистов в фашизме, за использование левостороннего коловрата на обложке альбома «Солнцеворот». В ответ на это Константин много раз объяснял, что этот символ — это символ схождения Святого Духа, и даже хотел выпускать альбом с наклейкой с цитатой из песни «Тоталитарный Рэп» — «… я просто Антифашист!».
25 сентября 2011 года «Алиса» выпустила новый альбом. Альбом «20.12» стал уже семнадцатым студийным диском группы «Алиса». По словам директора группы, «в новом альбоме группа попыталась совместить свой уже накопленный опыт с поисками новой эстетики».
В июне 2012 года музыканты приняли участие в первом рок-фестивале «Остров» (Архангельск), а спустя год вновь сорвали шквал оваций на главной сцене фестиваля.
29 сентября 2012 года состоялся релиз очередного студийного альбома «Алисы» «Саботаж» — уже 18-го по счёту. Песня «Саботаж» успешно участвовала в хит-параде Чартова дюжина, дойдя до первого места и продержавшись в чарте 13 недель. В 2013 году в честь 30-летия группы планируется новый альбом. Выход нового альбома намечен на 2014 год.
14 марта 2013 года на официальном веб-сайте группы «Алиса» опубликована претензия Константина Кинчева к статье в газете ...........ъ», опубликованной журналистом Алексеем Любимовым. В комментариях к данной статье опубликованной на веб-сайте газеты, Годфруа де Монмирай поддерживал автора статьи, обвиняя Кинчева в фашизме. В своей претензии лидер «Алисы» потребовал в срок до 23 марта 2013 года выпустить опровержение к статье, которая, по словам Кинчева, не соответствует действительности и порочит его честь и достоинство.
Состав группы
Константин Кинчев (Доктор) — вокал, голос, гитары, клавишные (в студии), автор музыки и текстов (с 1984)
Пётр Самойлов (Граф) — бас-гитара, бэк-вокал, акустическая гитара, вокал (ранее), автор текстов, соавтор музыки (1983, с 1985)
Евгений Лёвин (Лёва) — гитара (с 1998)
Дмитрий Парфёнов (Ослик) — клавишные, программирование, гитара, голос, бэк-вокал (с 2000)
Игорь Романов — гитара (с 2003)
Андрей Вдовиченко — ударные (с 2003)
Бывшие участники
Святослав Задерий (Алиса) — вокал, бас-гитара, гитара (1983—1986) †
Андрей Шаталин (Шатл) — гитара (1983—1985, 1986—1988, 1989—2003)
Михаил Нефёдов (Шаровая молния) — ударные (1983—2003)
Павел Кондратенко (Поль-Хан) — клавишные (1983—1988)
Борис Борисов — саксофон, бэк-вокал (1983—1984)
Александр Журавлёв (Пончик) — саксофон (1987—1988) (включая запись альбома «Шестой лесничий»)
Игорь Чумычкин (Чума) — гитара, бэк-вокал (1988—1993) † (пришёл во время записи альбома «Шестой лесничий»)
Андрей Королёв (Королевич) — клавишные, бэк-вокал (1989—1993)
Александр Пономарёв (Панама) — гитара (1996-1998)
«Армия АлисА»
История
Идея создания фан-клуба «Армия Алиса» принадлежит Константину Кинчеву, о чём им было объявлено в средствах массовой информации. Это произошло после выхода в свет альбома Шабаш. К этому моменту по стране набралось уже достаточно поклонников Алисы, и они были готовы объединиться. Первоначально фан-клуб содействовал приобретению атрибутики группы, кроме этого фанам были предоставлены некоторые льготы при посещении концертов.
В 1991—1992 годах фан-клубом и группой издавалась газета «Шабаш» на средства Константина Кинчева и Петра Самойлова. В это же время на радиостанции SNC выходила в эфир еженедельная часовая программа «Армия Алиса». И газета, и радиопередача долго не просуществовали, поскольку являлись некоммерческими проектами.
В 1993 году фан-клуб вместе с группой терпит кризис, вызванный смертью Игоря Чумычкина. В это же время становится понятно, что сама структура клуба требует переработки.
В 1995 году происходит «второй призыв», после которого Армия Алиса существенно сдвинула приоритеты, уделив больше внимания не самому клубу и его структуре, а рядовым армейцам, или, как говорил Кинчев, «из ряда вон выходящим».
Наши дни
Появление официального сайта группы
Скрытый текст (вы должны зарегистрироваться или войти под своим логином):
У вас нет прав чтобы видеть скрытый текст, содержащейся здесь.
|
в 1996 году и популяризация Интернета способствовали переходу фан-клуба на качественно новый уровень. В настоящий момент «Армия Алиса» не является организацией в буквальном понимании этого слова, в которую можно «вступить», или в которую могут «принять». «Армия Алиса» — это все те, кто любит «Алису», кто неравнодушен к проблемам, которые затрагиваются в песнях группы, кто стремится объединяться, общаться, обмениваться информацией. Представители фан-клуба — совершенно разные по возрасту и социальному положению люди, о чём косвенно можно судить по посетителям концертов группы.
Фан-клуб не имеет какой-либо четкой организации, однако степень объединённости его членов достаточно высока. Многие армейцы знают большое количество других представителей клуба, как из родного города, так и из других городов. Большая часть членов клуба посещает все домашние концерты группы, также массовое распространение имеет посещение выездных концертов «Алисы» («выездо́в», как говорят алисоманы, специально делая неправильное ударение), что стало чем-то наподобие традиции или даже субкультуры. Многие алисоманы считают большое количество выездов достижением.
Существует также ряд обществ — обособленных подразделений «Армии», таких как петербургская «Красно-Чёрная Сотня» и московская «Армия жизни», а также выездная организация «R.B.S.(Red-Black Support)». Члены этих обществ занимаются различной деятельностью, так или иначе связанной с «Алисой», — например, распространением атрибутики.
Дискография
Студийные альбомы
1984 — «Кривозеркалье» (Без Кинчева. Не входит в официальную дискографию)
1985 — «Энергия»
1986 — «Поколение X» (Без Кинчева. Не входит в официальную дискографию)
1987 — «Блок ада»
1989 — «Шестой лесничий»
1989 — «Ст. 206 ч. 2»
1991 — «Шабаш» (концертный / студийный)
1993 — «Для тех, кто свалился с Луны»
1994 — «Чёрная метка»
1996 — «Jazz»
1997 — «Дурень»
2000 — «Солнцеворот»
2001 — «Танцевать»
2003 — «Сейчас позднее, чем ты думаешь»
2005 — «Изгой»
2007 — «Стать Севера»
2008 — «Пульс хранителя дверей лабиринта»
2010 — «Ъ»
2011 — «20.12»
2012 — «Саботаж»
Сборники
1986 — «Red Wave» (двойной альбом-сплит; «Алисе», как и другим трём группам, была отведена целиком одна сторона пластинки)
1996 — «Странные скачки» (альбом-посвящение Владимиру Высоцкому, песня «Ямщик»)
1996 — «Легенды русского рока»
2000 — Сборник лучших песен «Алисы» (серия «Энциклопедия Российского рока»)
2001 — Сборник песен «Алисы» в формате МР3 (161 песня)
2001 — «Grand Collection»
2003 — «Тринадцать»
2003 — «Театр теней»
Концертные альбомы[править | править исходный текст]
1995 — «Акустика (часть 1 Пермь-88)»
1995 — «Алиса на Шаболовке»
1996 — «Акустика (часть 2 Ленинград-85)»
1998 — «Пляс Сибири на берегах Невы»
2000 — «Акустика (часть 3 Псков-88)»
2002 — «Акустика (часть 4 Новосибирск-86)»
2003 — «Мы вместе XX лет»
2007 — «Звезда по имени Рок»
Синглы
1987 — LP-миньон к альбому «Энергия»
1988 — LP-миньон к альбому «Энергия»
1995 — «Jazz (сингл - 3 песни)
2003 — «Без креста»
2005 — «Синий предел»
2006 — «Рок-н-ролл — это…»
2010 — «Ъ»
Кавер-версии
Песня Александра Башлачёва «Мельница»
Песня группы «Зоопарк» «Старые раны»
Песня группы «Калинов Мост» «Честное слово»
Песни группы «Кино» «Песня без слов», «Спокойная ночь» и «Транквилизатор»
Песня группы «Машина времени» «Чёрно-белый цвет»
Песня группы «Наутилус Помпилиус» «Отход на север»
Песня группы «Ночной проспект» «Знаки (Осень)»
Песня группы «Пикник» «Ночь»
Песня Дюши Романова «Ком с горы»
Песня на стих Владимира Высоцкого «Ямщик»
Песни на стихи Анатолия Крупнова «Илья» и «Мой мир»
Песня на стих Су Ши «Лодка»
Песня на стих Алексея Толстого «Суд»
Песня группы Black Sabbath «NIB», в исполнении Алисы — «Аккумулятор»
Песня группы Unheilig «Für Immer», в исполнении Алисы — «2012»
Песня группы The Cure «Kioto song», в исполнении Алисы — «Театр теней»
Песня Александра «Рикошет_(музыкант)» Аксёнова «Дух»
Видеоклипы
1987. «Мы вместе». Режиссёр — Джоана Стингрей
1987. «Экспериментатор». Режиссёр — Джоана Стингрей
1989. «Аэробика». Режиссёр — Константин Эрнст
1994. «Паскуда». Режиссёр — Виталий Мухаметзянов
1994. «Атеист». Режиссёр — Максим Масальцев
1994. «Белая невеста». Режиссёр — Олег Флянгольц
1996. «Дождь». Режиссёр — Максим Масальцев
1996. «Лунный вальс». Режиссёр — Максим Масальцев
1997. «Трасса Е-95». Режиссёр — Андрей Лукашевич
2000. «Рождество». Режиссёр — Максим Масальцев
2001. «Веретено». Режиссёр — Максим Масальцев
2001. «Мы держим путь в сторону леса». Режиссёр — Максим Масальцев
2003. «Небо славян». Режиссёр — Олег Флянгольц
2003. «Родина». Режиссёр — Олег Флянгольц
2005. «Антихрист».
2005. «Рок-н-Ролл крест». Режиссёр — Виктор Придувалов
2007. «На пороге неба». Режиссёр — Карен Оганесян
2008. «Власть». Режиссёр — Олег Флянгольц
2010. «Жизнь струны». Режиссёр — Сергей Петрусь
В кинематографе
1985 ф Переступить черту группа «Бумажный змей»
1986 ф Взломщик камео
Литература
Алексеев А. Кто есть кто в российской рок-музыке. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — С. 42—48. — 4000 экз. — ISBN 978-5-17-048654-0 (АСТ). — ISBN 978-5-271-24160-4 (Астрель). — ISBN 978-985-16-7343-4 (Харвест)
Мистер Мускул — интервью К. Кинчева журналу Rolling Stone
«Алиса» (история группы) на ozon.ru
Святослав Задерий. Дети равновесия: «Алиса», Саш-Баш и др.