online: 5126293
ХАРЬКОВ-Первая Столица
|
« ПОБЕГ ДЕВЯТАЕВА » . Девятаев-Герой Советского Союза, один из последних настоящих героев Великой Отечественной войны.
В 2003 году съемочная группа документального сериала «Тайны забытых побед» приступила к съемкам фильма «Догнать и уничтожить!». Это был фильм о подвиге Девятаева, о том, как в 1944 году он угнал немецкий бомбардировщик с секретной авиабазы.Была организована встреча Девятаева и немецкого летчика летчика-истребителя Гюнтера Хобама ( Гюнтера Хобама, которому в 2010 году исполнилось 85 лет.), посланного за ним в погоню в тот день.Михаила Петровича Девятаева не стало в день премьеры фильма «Догнать и уничтожить!» на «Первом канале». Ему было 85 лет… И тогда все СМИ сообщили, что ушел из жизни один из последних настоящих героев Великой Отечественной войны.
Сентябрь 1944, лагерь Кляйнкенигсберг в Западной Германии. Группа заключенных под руководством Михаила Девятаева, бывшего летчика дивизии Покрышкина, готовит побег.
Он попал в плен два месяца назад, сбитый в неравном воздушном бою. Перед самым боем получил письмо от своей беременной жены Фаи, где она написала, что попала в больницу. Но что случилось с Фаей, остался ли жив ребенок, – Девятаев узнать не успел. Из-за срочного вылета то письмо осталось недочитанным. И все эти месяцы он мучается от неизвестности, всей душой стремясь на свободу, к своей жене и ребенку…
По ночам, в строжайшей секретности, пленные роют из барака подкоп, ведущий за ограду лагеря. Когда тоннель почти готов, и до долгожданной свободы остается всего лишь несколько метров, в бараке происходит обыск и подкоп обнаруживают – их выдал один из своих.
Заключенных – Михаила Девятаева, Аркадия Цоуна и Ивана Пацулу ведут на допрос – так как лаз обнаружен под их нарами. Чередуя изнурительные допросы с жестокими пытками, комендант лагеря Вилли Штрайх пытается склонить бунтовщиков к выдаче остальных участников побега. Он указывает Девятаеву на то, что собираясь бежать из фашистского плена, тот неизбежно попал бы в советский лагерь как предатель. Так чего им терять? Но Девятаев, Цоун и Пацула стоят до последнего, и не сдают остальных заговорщиков.
Проходит месяц. Следственное учреждение «Маобит» города Берлин выносит преступникам смертный приговор, привести в исполнение который должны в лагере «Заксенхаузен». Там их должны повесить.
По дороге в легендарный «лагерь смерти» Девятаев видит в окне вагона напротив летчика люфтваффе Гельмута Бернгардта, который возвращается из Берлина. Это был тот самый летчик, с которым Девятаев вел невероятно сложный воздушный бой в 1943 году. Тогда Девятаев подбил самолет новичка Гельмута, но не стал его добивать, сохранив немцу жизнь...
...В обеденный перерыв, когда весь служащий состав покидает поле, беглецы убивают охранника, один из пленных переодевается в немецкую форму, и ведет группу к «Хенкелю».
Но все идет наперекосяк – самолет заперт, аккумуляторов нет на месте, штурвал не работает. «Хенкель» с девятью заключенными на борту с бешеной скоростью мчится к краю взлетной полосы, но никак не может взлететь. На аэродроме поднимается тревога – немцы бросаются в погоню. А «Хенкель» все не отрывается от земли!
И только навалившись на штурвал впятером, беглецы заставляют самолет взлететь. «Хенкель» стремительно уносится прочь от острова, и когда немецкие самолеты вылетают в погоню – то беглецы успевают скрыться. Командование авиабазы отдает в радиоэфир приказ для всех воздушных судов, находящихся над Балтикой,незамедлительно атаковать угнанный «Хенкель»!
Гельмут Бернгардт, возвращающийся с боя на авиабазу, слышит этот приказ как раз в тот момент, когда сталкивается с угнанным самолетом. Но он не открывает огня, и расстреливает весь боезапас в воздух. Ему как настоящему офицеру, да и просто порядочному человеку, уже давно стало сложно верить в методы ведения и мотивы этой войны. А может еще и потому, что когда-то один русский летчик не стал его добивать, а отпустил с миром, – Гельмут предпочел не вмешиваться, и дал беглецам лететь своей дорогой.
И «Хенкель» долетает до линии фронта. Советские зенитчики, обнаружив немецкий бомбардировщик, немедленно открывают огонь. «Хенкель» совершает экстренную посадку в лесу. И вот из-за деревьев показываются солдаты. Секунды кажутся вечностью – ведь самолет мог приземлиться и на нейтральной полосе – и это могут быть опять немцы! Но вот стала различима форма солдат. Наши!
|