online: 13мес3нед2д4ч9м
|
Завтра отмечают в ПОЛЬШЕ день ПАСХИ
Пасха
Христианство вытеснило много языческих весенних праздников, но сохранило не меньше праздничных обычаев, придав им собственную, отличающуюся от первичной, символику. К ним относятся, в частности, пасхальные обряды: обливание водой, встреча весны, битье друг друга в шутку молодыми веточками вербы или наделение яиц символическим значением, что неразрывно связано с празднованием Воскресения Христова.
В ночь Масляницы, с вторника на среду, устраиваются трапезы, являющиеся предзнаменованием наступающего 40-дневного Великого Поста, который предвещает Пасху. Этими трапезами завершается карнавал, начавшийся ночью с 31 декабря на 1 января. Итак наступает Предваряющая среда - первый день Великого Поста, именуемая также "Попельцовой", т. е. Пепельной средой. Ее наименование берет свое начало в обряде обсыпания священником верующих освященным пеплом, который в католической церкви является символом смирения. Совершая это действие, священник говорит: „ты прах и в прах ты обратишься."
В древней Польше существовал обычай упрекать в этот день незамужних молодых женщин и холостяков в том, что они не заключили брака во время карнавала и остались старыми девами и старыми холостяками. И для обозначения такого их гражданского состояния к их одежде прикреплялись т.н. чурки: прутики, куриные лапки, куколки, селедки... В деревнях жертвы этой традиции должны были тащить на цепи деревянные чурбаны в корчму и там, чтобы избавиться от этого клейма „позора" они откупались горилкой.
В Страстную Субботу устраивались похороны постного супа - "жура", а селедку, которая тоже была основной составной частью постной еды, вешали на дереве. Священнослужители в костёлах кропили святой водой пироги, яйца, хрен, колбасу, ветчину, соль, перец, огонь и воду, которые потом использовались для различных магических действий. По мнению теоретиков символики и магии праздничных блюд в Польше, освящение яиц связано с толкованием действий курицы, которая сначала несет яйцо, а потом его высиживает. Таким образом через Христа мы дважды возрождены. Освящение же хрена связано с горечью Страстей Господних, которая в день воскресения превращается в радость и сладость. К очень древней традиции празднования Пасхи относится т. н. Смигус-дынгус - шуточный обычай обливания друг друга водой в праздничный понедельник - второй день праздника Воскресения Господнего. Он берет свое начало в двух разных обычаях. Дынгусом назывались пожертвования (яйца, колбаса и другие продукты), которые хозяйки дарили детям, ходившим по домам, чтобы откупиться от забот и обеспечить дому благополучие. Смигусом же назывался легкий удар („к счастью") вербной веточкой с соцветиями в Вербное воскресенье. Смигус-дынгус сохранился до наших дней как обычай обливать друг друга водой. В этот день девушки плетут венки из цветов и лечебных трав, ходят с ними по домам и поют песню - „Гаик". В польской традиции еще недавно существовал обычай празднования пятого дня после Пасхи - т. н. „Весенних дедов". В этот день люди посещали кладбища, где устраивали трапезы на могилах своих близких, символически делясь с ними остатками больших пиров и праздничной еды. Сразу же после Пасхи, когда на полях растаяли зимние снега, крестьяне начинали сеять лен, а потом коноплю. После 40-дневного поста мы с надеждой ждем пасхального завтрака, а традиция освящения его отдельных блюд придает ему особенно торжественный характер. И так, в пасхальное воскресное утро на красиво сервированном столе появляются разные колбасные изделия и блюда из холодного мяса, пироги, „бабы", пироги с фруктами, маковые струдели, а посередине, выпеченный из муки или сделанный из растопленного сахара агнец - в память о воскресении Иисуса Христа. И только исключительно в этот день на столе появляется особый хлеб -„пасха". Его выпекают из ржаной муки, частично на дрожжах и закваске, соблюдая при этом магический ритуал. Сверху его смазывают свиным салом и украшают крестом из теста. За неделю до Вербного воскресенья хозяйки уже не пекли хлеб из опасения, чтобы выпекаемый ими в течение всего года хлеб не плесневел. За выпечку они брались лишь в Страстную неделю. В некоторых районах Польши это была Страстная Пятница, в других - наоборот, в этот день запрещалось что-либо печь. Если бы хоть одна хозяйка нарушила этот запрет, всей деревне угрожала длительная засуха. Предотвратить ее могло только погружение в пруд посудины, в которой месила тесто хозяйка, нарушившая запрет. Страстную пятницу соблюдались такие же обычаи, что и в день смерти кого-либо из домочадцев - нельзя было зарезать скот, печь хлеб, полагалось также заслонить зеркала. Нельзя было пользоваться расческой. Итак, Страстная Пятница была днем траура. Во всяком случае „пасхи" должны быть готовы к субботе. Кроме креста из теста, их украшали, по образцу свадебных пирогов, цветами, птичками... С украшением хлеба лучше всего справлялись молодухи и вообще эта традиция была связана с женщинами. Хозяин не мог участвовать в приготовлении "пасхи", потому что у него поседели бы усы и тесто не удалось бы. В Страстную Субботу „пасху" несли вместе с "писанками" - крашеными яйцами, мясом и хреном в костёл для освящения. Хозяйки соперничали друг с другом за то, чья „пасха" самая хорошая, красивая и тщательно берегли секрет ее приготовления. Они добавляли к ней для вкуса шафран, имбирь и лавровый лист. Если во время освящения оказалось, что хозяева насчитали 24 пригоревших хлеба, то это было предсказанием жаркого лета. В воскресенье каждый домочадец и домашние животные (кроме кошек) получали по куску освященного хлеба. Помазанный хреном, он должен был беречь от болезней горла, животных же - от всевозможных заболеваний и недугов. Если „пасха" не выросла или потрескалась (что объяснялось присутствием мужчины во время ее приготовления), это не только вызывало смущение женщины, но было также плохим предсказанием для благополучия семьи. В Польше наиболее распространенным методом является варка яиц в отваре из луковой шелухи, коры дикой яблони (коричневый цвет) или в стоячей воде из выдолбленного ствола дуба. Фиолетовый цвет получается из лепестков цветов темной мальвы, а зеленый - из почек осины с добавлением квасца; листиков омелы и молодой ржи. И так же, как в случае „пасхи", этим занимаются исключительно женщины и девушки, которые сами придумывают узоры, руководствуясь собственным творческим воображением. К самым важным составным частям пасхального завтрака относились пироги: гигантские дрожжевые „бабы", а также приготовленные исключительно по этому случаю „мазурки". „Бабы" бывали разные: обыкновенные ванильные, изготовленные на пару, с добавленным шафраном, протертые с желтками, „локтевые", миндальные, "тюлевые"- слоеные с разными начинками, шоколадные, пуховые, лимонные, хлебные и всякие другие. Столь же бесконечным может быть перечень возможностей хозяек, приготавливающих „мазурки" В книге „Варшавский повар", изданной 70 лет тому назад, говорится „только" о 40 видах этого сладкого пирога, начиная с миндальных, через марцепановые, шоколадные, с начинкой из изюма, сушеных фруктов, мака, апельсиновые, „цыганские", и кончая хрупящими песочными с вином, водкой или яблоками, изготовленными из французского теста, слоеными и многими другими. Основанием „мазурка" является песочный пирог, на котором укладываются, размещенные искусным образом, разные украшения в виде яиц, покрытых сахарной глазурью, веточек вербы из марципана, шоколадных цветочков и других сладостей. Красивыми буквами из крема делалась надпись „Аллилуйя!", что в иудаизме и христианстве означает возглас радости, сопровождающий праздник Воскресения Христова.
Эти десертные блюда завершали трапезу, состоявшую из холодных мясных закусок и колбасных изделий, среди которых была традиционная для польской кухни т.н. белая колбаса, изготовленная из высококачественной сырой свинины, приправленной солью, перцем, мускатным орехом, чесноком и майораном. Она подавалась на стол в вареном или печеном виде, но, конечно, холодная. К хрену добавлялась свекла и так возникло одно из популярных польских блюд - "цьвикла", традиционно присутствующая на пасхальных столах.
|