... открывает документальный цикл "Точка невозврата"
Новый проект ... посвящён судьбам представителей советской интеллигенции, которым во времена застоя пришлось навсегда покинуть СССР. Что побудило их к этому? Что они искали на чужбине? Что потеряли и обрели вдали от Родины? Об этом – новый документальный цикл «Точка невозврата».
В центре каждого из фильмов — история отъезда из страны отдельно взятого человека, будь то писатель, художник, артист или спортсмен. Чем было мотивировано их решение, и через какие, порой невероятные сложности приходилось им пройти, готовясь к столь отчаянному шагу? Как они или за них выбирали страну эмиграции? Что заставляло этих талантливых людей начинать все с нуля за границей? И какие меры, в свою очередь, предпринимал Комитет Госбезопасности, чтобы неповадно было сбегать за рубеж другим советским балетмейстерам, музыкантам, фигуристам или шахматистам? Какие проверки на благонадежность устраивались представителям творческой интеллигенции, и как им удавалось их пройти? Обо всём этом рассказывается в новом документальном цикле ... «Точка невозврата», для чего авторы используют самые разные приемы — реконструкции, свидетельства очевидцев, хронику.
Неоспоримым остаётся тот факт, что любая из историй, положенных в основу каждого из фильмов — это всегда драма – ведь ни у одного из героев не складывалось все гладко. И яркий пример тому – изгнание из Страны советов гениального поэта Иосифа Бродского, судьбе которого и посвящён первый фильм цикла.
Он родился не в то время и не в том месте, но именно страдания и преследования развили его необыкновенный поэтический дар.
«Тунеядец, трутень, изменник Родины…» Других официальных слов для Иосифа Бродского в СССР не нашлось. В день отъезда из страны, он пишет письмо Леониду Брежневу, в котором просит об одном – всё же разрешить ему остаться в Советском Союзе.
К этому моменту он уже пережил арест, ложное обвинение в тунеядстве, суд и ссылку в отдалённый район Архангельской области. Но, по словам самого поэта, больше, чем вся эта клевета и несправедливость, в то время его мысли занимал разрыв с любимой женщиной – художницей Мариной Басмановой. Тогда Иосиф Александрович еще не догадывался, что впереди его ждут Нобелевская премия и всемирная слава. Бродский всегда хотел увидеть мир, вырваться из Советского Союза.
А параллельно в его жизни происходила другая цепочка событий. В 32 года будущего Нобелевского лауреата перед выбором уже поставила сама «система»: либо эмиграция, либо тюрьмы и психбольницы. Бродский выбрал эмиграцию. В небольшом чемодане уместились все вещи, которые он взял с собой в Америку. Это одежда и пишущая машинка, которую на советской границе заставили разобрать до винтика.
После изгнания Бродский поселился в Нью-Йорке. Родители Иосифа Александровича так и не дожили до мирового триумфа сына, когда в 1987 году в Швеции поэту вручили Нобелевскую премию «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Бродский получил мировое признание. Но ни на похороны отца, ни матери он приехать не смог — советские власти не пустили его в СССР.
В 90-е годы, когда уже можно было свободно приехать в Россию, он не захотел этого. Вежливо отклонил приглашение от тогдашнего мера Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. В одном из интервью Бродский сказал, что не хочет чувствовать себя туристом. И якобы добавил – «на место любви не возвращаются»…
Он очень любил Венецию — она напоминала ему родной Ленинград. Именно в Венеции Поэт и завещал себя похоронить.
Первый фильм цикла «Точка невозврата», посвященный Иосифу Бродскому, выйдет в эфир ... 23 мая.
|