online: 26506284
|
Автоматторг времен СССР
В 1970-е и начале 1980-х в СССР было такое поветрие - автоматизировать торговлю. При этом в автоматторге редко использовались специальные жетоны. Обычно роль жетона играла монета того или иного достоинства, это было очень удобно обоим сторонам: покупателям не надо было возиться с приобретением жетонов, да и торгующим организациям удобство тоже очевидное.
Автоматы с газированной водой, думаю, все помнят? Их было несколько разных модификаций. Все они были настроены на два вида монет - 1 копейка, стакан газированной воды без сиропа, и 3 копейки, стакан газированной воды с порцией фруктового сиропа. Первоначально автоматы были рассчитаны на два вида сиропа, и предполагалось, опустив трехкопеечную монетку, нажимать кнопку того или другого сиропа. Потом, поскольку, сироп как правило, завозился только какой-нибудь один (апельсиновый, лимонный, грушевый, клубничный), автоматы эти повсеместно упростили, исключив стадию нажатия кнопки: бросаешь монетку - и тебе сразу наливается стакан напитка.
Похожие автоматы были для торговли хлебным квасом, тоже по 3 копейки стакан, пивом, 20 копеек пол-литровая кружка, фруктовыми соками, 15 или 20 копеек за стакан. Пивные 20-копеечные автоматы были очень широко распространены; массовыми стали полностью автоматизированные пивные залы.

Пивные автоматы в Москве были очень-очень широко распространены. Больше половины пивных залов Москвы к 1980-му году были полностью автоматизированы.
Еще были автоматы по продаже подсолнечного масла: за 50 копеек наливалась бутылка масла. С этими автоматами была некоторая сложность, т.к. полтинники они принимали только простые, "неюбилейные", а такие монеты чеканились в СССР не очень большим тиражом, и часто неюбилейных полтинников в обороте не хватало. Поэтому если он попадался на сдачу - его откладывали "на масло".
Были еще (обычно - в пивных залах и мелких кафе-забегаловках) автоматы по торговле бутербродами. Бутерброды в них лежали рядком на длинной спиралевидной вертикальной металлической ленте. Бросаешь 20 копеек - лента поворачивалась на одно деление, и выезжал бутерброд.
Были автоматы по продаже горячего кофе с молоком, похожие на газировочные и квасные, но они были мало распространены.
Повсеместно были автоматы для размена монет. В метро - автоматы, менявшие 20, 15 и 10-копеечные монеты по 5 копеек. 5-копеечная монета служила жетоном на проезд в метро, опускалась в турникет на входе. Фактически, в период между 1967 и 1970 годами метро полностью автоматизировали: перевели на турникетную систему, ввели автоматический размен денег, и к кассам в метро пропали очереди: теперь кассы занимались только разменом бумажных денег и продажей месячных проездных и единых билетов. Вообще-то, турникеты ввели гораздо раньше, но долгое время существовало параллельно две системы прохода: можно было бросить пятачок в турникет, а можно было купить желтый билетик и отдать его контролеру, и пройти. Желтые билетики окончательно упразднили, кажется, в 1970-м году.
На почтах были автоматы для размена на 2-х-копеечные монеты: они служили жетонами для телефонов-автоматов внутригородской связи. Для междугородней связи нужны были монеты по 15 копеек, и вот их так и не научились продавать (разменивать) через автоматические аппараты.
В понятие "Автоматторг" так же входили и киоски, например, мороженого. Работникам таких киосков давали значок работника "Автоматторга".
В фильмах конца 50 гг. и 60 гг. встречаются торговые автоматы, которые за монету прыскали одеколоном. Такой ящик висит на стене, в него киногерой кидает монету, зажмуривает глаза и из автомата брызгает одеколон. Говорят, в Москве на ВДНХа такие автоматы сохранились до 80 гг.
Самое главное нужно было успеть подставить голову под струю одеколона и успеть зажмуриться. Требовалась некоторая сноровка автомат брызгал секунды две, и за это время было проблемно подставить голову и закрыть глаза. Часто получалось или одеколон мимо или все в глаза. Так что этот автомат был неудобен. Причем в парикмахерской, где он висел, парикмахерша все равно одеколоном вручную поливала из стеклянного сосуда с резиновой грушей.
Были автоматы для чистки ботинок. Бросаешь монетку - и на определенное время включаются цилиндрические вращающиеся щеточки, к которым по очереди подставляешь ботинки.

Еще химчистка-автомат! В такую носили пиджаки, брюки и свитера. Там в щель аппарата надо было бросать не монеты, а специальный жетон, который покупался в кассе химчистки. В зале стояли огромные аппараты, похожие на современную стиральную машину, но только высотой в рост человека и даже больше, с большим круглым люком спереди. Идешь в кассу, покупаешь жетон, идешь к свободному аппарату, загружаешь в него свои пиджаки, брюки, свитера, закрываешь дверцу, бросаешь жетон в щель - и аппарат проводит полную химчистку всего, что в него загружено! А ты сидишь на банкетке и ждешь, когда процесс, довольно длительный, закончится, и на аппарате загорится зеленая лампочка.
Система продажи проездных билетов "на честность" сейчас поражает глубоко и надолго: помните, когда надо было бросить в коробочку пятачок и открутить себе билет. А если пятачка не было, бросали любую монетку, а потом стояли возле коробочки и собирали сдачу. А некоторые особо непорядочные граждане бросали копеечку и брали билетиков, сколько нужно. Впрочем, ячейка с рулоном билетов открывалась совершенно свободно, можно было достать хоть весь рулон. И все это сопровождалась слоганом "Совесть - лучший контролёр".
А ведь когда-то весь наземный общественный транспорт Москвы был оборудован только такими вот "кассами на честность", и всё было в порядке. И почему-то очень редко кто "додумывался" опустить в "кассу на честность" Не ту сумму монеток...
Автоматы по продаже билетов на электрички. Надо было нажать на "зону", чтобы получить билет правильной стоимости. Важной особенностью автоматов по продаже билетиков на электричку было то, что они принимали монетки в любом наборе, т.е. считали их по сумме. Большинство других автоматов по продаже чего-либо так делать не умели, и в них нужную сумму можно было опускать только одной монеткой.

Были автоматы по продаже газет. 4 копеек кидаешь, жмешь на рычаг, оно там немного поскрипит и выплевывает газету "Правда", чудом казалось. Газеты были разной стоимости - по 2, 3, 4, 5 и 6 копеек. Соответственно, автоматы эти были настраиваемыми: когда в них загружали газеты, то изнутри выставляли стоимость. Соответственно, в щели снаружи была нужная цифра, от 2 до 6, а монетоприемник был настроен на соответствующий вес монеток.
Автоматы по продаже бутербродов стояли не только в "мелких забегаловках", но и в гастрономах, были автоматы с бутербродами и с жареными пирожками. Способ приготовления бутербродов выглядел примерно так: нарезали хлеб и колбасу с сыром. Все это полагалось взвешивать на весах, но часто не успевали это делать за желающими и бутерброды готовились на глазок.
Работали кафе-автоматы, где многие из перечисленных автоматов были собраны в кучу. Можно было автоматически купить кофе, какао, пиво, газировку и заесть тремя видами бутербродов, был бульон в розлив, пирожки, тарелочки с разными закусками и пирожными. Бутерброды съезжали по спиральному спуску, а тарелочки ставились в ячейки со стороны кухни, а в стороны зала открывались за монетку...

Автоматы по продаже Фанты, когда она появилась в СССР. Советские граждане за частую все двадцатники пускала только на неё. Не могли пройти мимо таких автоматов. А там очереди стояли!
Сейчас в такое не верится, но все это было в СССР.
|